19.12.2019

Путь русского шамана. Владимир Серкин

Андрей Рубанов рассказывает о профессоре, писателе и, возможно, шамане Владимире Серкине, получившем премию Арсеньева за «За вклад в развитие литературы Дальнего Востока»

Владимир Серкин. Колыма, 2016 г. Фото Светланы Гореликовой
Владимир Серкин. Колыма, 2016 г. Фото Светланы Гореликовой

Текст: Андрей Рубанов

Владимир Серкин. Колыма, 2016 г. Фото Светланы Гореликовой/hunterpress.ru

Несколько дней назад - кстати, это была пятница, 13 декабря - в Москве прошло награждение лауреатов премии имени Арсеньева: всероссийской премии, посвященной литературе Дальнего Востока.

Премия новая, в 2018 году ее придумал Вячеслав Коновалов, ведущий программ "Радио России" и "Медиаметрикс", основатель и директор фестиваля "Литература Тихоокеанской России".

Помимо наград в трех основных номинациях - «Длинная проза», «Короткая проза», «Детская проза» - вручили две специальные награды «За вклад в развитие литературы Дальнего Востока».

Следует заметить, что денежную часть одного из специальных, внеконкурсных призов профинансировал полпред Президента в ДВФО Юрий Трутнев из личных средств. Этот приз «за вклад» ушел писателю из Магадана Владимиру Серкину.

Книги Серкина никогда не взрывали книжные чаты: имя его широкая публика, скажем так, с трудом припоминает. Серкин не появляется на выставках и фестивалях, не раздает интервью. Здесь мы попробуем коротко рассказать об этом необычном человеке.

Владимиру Серкину 64 года, он родился в Якутске, основное место жительства - Магадан. Серкин - доктор психологических наук, профессор Северо-Восточного Университета (Магадан), профессор Высшей Школы Экономики.

В 2001 году он выпустил книгу под названием «Хохот Шамана».

В книге описывается современный отшельник, живущий в Магаданской области на берегу моря, уединенно, полагаясь только на собственные силы.

Ни имени, ни фамилии, ни точных координат автор не раскрыл.


Книга состоит из диалогов, записей бесед с Шаманом и наблюдений за его образом жизни и бытом.


Шаман - европеец, первую половину жизни провел «в городах», он образованный человек, повидавший мир. Он не обвязывается цветными лентами и не прыгает с бубном вокруг костра. Хотя бубен у него есть.

Он не работает на публику, нет никакой публики, есть только землянка на берегу Охотского моря.

Его шаманизм - философская система, целиком опирающаяся на различные практики.

Практика, или Практики, - по Серкину, основной постулат шаманизма. Практик множество, тысячи, от простейших до очень сложных, недоступных рядовому человеку.

Опубликовав первую книгу, Серкин продолжал регулярно навещать Шамана, делать новые и новые записи - и перевыпустил книгу, снабдив ее новыми материалами, затем сделал это еще раз: сейчас серия про Шамана насчитывает несколько томов с разными названиями: «Звёзды Шамана», «Свобода Шамана» и т.д.

Содержание бесед - самое разное. Наблюдения за природой, растениями, животными, камнями и водой. Способы выживания в суровых условиях. Методы излечения заболеваний. Расширение границ возможностей, физических и интеллектуальных. Психологические трюки. Работа с подсознанием.

Написано всё это языком ученого, ничего лишнего, только факты: книги Серкина битком набиты материалом. Там есть поговорки, афоризмы, оригинальные и неожиданные аналогии, парадоксы.


«Горы - это те же волны, только очень медленные».

«Золото по-латыни - aurum. «Аура» - того же корня. Всем, кто связался с золотом, конец».

«Откуда ты знаешь, как думает медведь? - Я сам медведь. - А откуда ты знаешь, как думает ворон? - Я сам ворон».


Шаманизм живописен, красочен. Кто же не знает, кто такие шаманы! Это люди, замотанные в шкуры, увешанные оберегами, они подпрыгивают, стучат в бубны, завывают, живут они в ярангах, они немножечко смешные, смотреть на них интересно. Шаманизм - экзотика, шаманов мало. Чтобы увидеть шамана, надо ехать куда-то очень далеко. У любителей древней истории, язычества, мистики, оккультизма, парапсихологии шаманизм вызывает огромный интерес, но за пределами этого круга, не столь широкого, шаманы никого всерьез не интересуют. Человек XXI века не верит, что ударами в бубен можно вызвать дождь или вылечить воспаление легких.

Шаманизм Серкина не имеет с этой картиной почти ничего общего. Шаманизм Серкина, пользуясь молодежным жаргоном, - «трушный». Не колдовской, не волшебный, он весь укоренен в самой что ни на есть грубой реальности. Он и есть способ коммуникации с реальностью, постижения реальности, существования в ней; это еще один вход в реальность.

Шаманский цикл Серкина не содержит мистики, это не чернокнижие, не «Молот ведьм» и не Бардо Тодол. Там нет темных суеверий, там не упоминаются психоактивные вещества. Книги Серкина можно давать подросткам, они проникнуты любовью к человеку, к природе, к знанию.

А еще из книг Серкина можно составить представление о том, что такое жизнь в современном Магадане.

Я впервые открыл книгу Серкина с большим скепсисом. Слишком много сейчас продается дешевой псевдофилософии, учебников жизни, наполненных компиляциями всем известных истин. Слишком много Курпатовых и Лабковских, шпарящих по методичкам Дейла Карнеги и Владимира Леви. Десятирублевые книжечки в мягких обложках, 20 лет назад стоявшие на полках магазинчика «Путь к себе», теперь переизданы шикарно и продаются в «Ашане». Банальности выдаются за откровения и впариваются неучам по твердой цене.


К  счастью, Серкин - настоящий.


Мошенника легко распознать: он всегда обещает вам мгновенный результат. Обыватель спешит, он хочет прочитать сто страниц крупным шрифтом - и научиться видеть людей насквозь. Стать счастливым, здоровым, богатым, духовно продвинутым, обаятельным и некурящим.

Ничего этого у Серкина нет и в помине.

Книги о Шамане мало известны широкой аудитории, зато в среде российских любителей эзотерики считаются культовыми. Они изданы и переизданы более 50 раз, и на презентацию каждой новой книги приходят сотни преданных почитателей.

Конечно же, книги Серкина похожи на труды Кастанеды, а фигура Шамана напоминает Дона Хуана. Однако сам Серкин резко отрицает какую-либо связь с Кастанедой.

Разумеется, и поклонники Серкина, и его критики подозревают, что никакого Шамана вовсе не существует: Серкин сам его выдумал, мистифицировал читателей. Но штука в том, что с точки зрения шаманизма, как его понимает сам Серкин, - совершенно неважно, есть ли шаман или нет его. Если автор его изобрел, значит, он сам и есть Шаман.

А если не он, значит, есть какой-то еще шаман или группа шаманов. Серкин не рекламирует, не продает своего героя.


Серкин ни в коем случае не пропагандирует шаманизм, не насаждает учение, не ищет апостолов своей духовной традиции, не формирует вокруг себя секту. Его задача - поделиться тем, что он знает, с теми, кому это нужно знать.


В этом его главное отличие от Кастанеды: нет никакого «учения», нет претензий на статус учителя.

Однако я точно могу сказать, что после прочтения «Хохота Шамана» я сам стал шаманом; ненадолго, может, на несколько часов, - но мне хватило.

Практическое знание, по Серкину, у каждого свое. Канона нет.

Нельзя научиться, выслушав лекцию преподавателя. Нельзя стать просветленным, выслушав проповедь гуру.

Нужно практиковать самому.

Точно так же в восточных боевых искусствах мастера работают с новичками. Новичок не получает никаких словесных объяснений, он наблюдает за мастером, повторяя, копируя его движения, и так постигает секреты поединка самостоятельно.

Если Серкин сам и есть Шаман, следует признать, что мы имеем дело с крупным философом-практиком, потратившим десятилетия на разработку своих концепций, в высшей степени оригинальных.

При личном общении Серкин производит впечатление очень скромного, сдержанного, закрытого человека: десять раз подумает, прежде чем сотрясти воздух словом.

Однажды он был у меня в гостях и обнаружил, что днем мы с женой не запираем входную дверь в квартире. Красть у нас всё равно нечего, из ценностей только книги. Уходя, Серкин сказал: обязательно запирайте входную дверь. Он не сказал почему, он произнес это самым невинным бытовым тоном, но с тех пор двери мы всегда запираем.