Текст: Дмитрий Шеваров
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Длися, длися, дорогое
Время краткое, златое!
Счастье жизни человек
Вкусит раз лишь в целый век...
Павел Катенин, 1814 г.
19-летним прапорщиком Катенин участвовал в Бородинском сражении. Потом был заграничный поход, сражения при Люцене, Бауцене, Кульме, Лейпциге, взятие Парижа. С войны Катенин вернулся штабс-капитаном, служил командиром 1-го батальона Преображенского полка. Сослуживцы почитали его гением за невероятную эрудицию и наизусть знали его балладу "Наташа" - о девушке, вдохновившей любимого идти на бой с французами.
Не мое девичье дело,
Милый друг, тебя учить;
Не прогневайся, что смело,
Может, стану говорить;
Но прости мне укоризну:
Не сражаться за отчизну,
Одному отстать от всех -
В русских людях стыд и грех...
Журнал "Сын Отечества" с балладой Катенина был почти в каждом дворянском доме. Мне думается, что и героиня Льва Толстого названа автором Наташей в память о том чувстве и тех ассоциациях, которые вызывало это имя у поколения людей 1812 года.
Именинница Наташа!
В день твой, в день Бородина...
Катенинскую "Наташу", конечно, читали и лицеисты.
Однажды слуга доложил Павлу Александровичу, что его ожидает Пушкин. "Это какой из Пушкиных, не граф ли?" - спросил Катенин,
знакомый с графом В. В. Мусиным-Пушкиным.
- Молоденькой, небольшой ростом, - отвечал слуга.
Это был Александр Пушкин, только вышедший из Лицея. У Катенина Пушкин учился независимости от мнений публики, умению стойко переносить брань критики. В ту пору, когда Павел Александрович был сослан из столицы в свое имение и его быстро позабыл "массовый" читатель, Пушкин написал прямо и резко: "Что же касается до несправедливой холодности, оказываемой публикою сочинениям г. Катенина, то во всех отношениях она делает ему честь: во-первых, она доказывает отвращение поэта от мелочных способов добывать успехи, а во-вторых, и его самостоятельность..."
В молодости Пушкин, написав своих блистательных "Цыган", был засыпан восторгами, но когда узнал, что его поэму прочитал Катенин, страшно смутился. Пушкин поспешил написать Павлу Александровичу, что ему совестно за "Цыган":
"Это годится для публики, но тебе надеюсь я представить что-нибудь более достойное твоего внимания..."
В 1833 году Катенин и Пушкин вместе были избраны в российскую Академию. А в 1834 году полковник Катенин с отрядом совершил переход к подножию Эльбруса. Весть о гибели Пушкина застала Катенина на должности коменданта крепости Кизляр.
Последняя проза, которую успел написать Катенин, это воспоминания о Пушкине. Это скорее даже не мемуары, а письмо другу. "Прости меня и ты, милый мой, вечнопамятный А.С.!.. Благодари судьбу; ты родился в лучшее время; учился, положим, "чему-нибудь и как-нибудь", да выучился многому: умному помогает Бог. Твои стихотворения не жмутся в тесном кругу России наших дедов; грамотные русские люди читают их всласть; прочтут и чужие, лишь бы выучиться им по-нашему; а не учатся покуда оттого, что таких, как ты, немного у нас. Будут ли? Господь весть..."
Эти строки были написаны 9 апреля 1852 года. Год спустя, в мае 1853 года, Павел Катенин выехал на коляске из своего костромского имения Шаево в Кологрив. Не успели отъехать, как кони вдруг понесли и возница не справился с ними. Все произошло как в мистической балладе Катенина "Ольга": "Наскакал в стремленье яром // Конь на каменный забор..." Коляску разбило. Павел Александрович вскоре скончался.
Незадолго до этого Катенин написал эпитафию, которую просил начертать на своем надгробии: "Павел сын Александров из роду Катениных. Честно отжил свой век, - служил Отечеству верой и правдой, в Кульме бился насмерть, но судьба его пощадила; зла творил никому и мене добра, чем хотелось».
Оригинал статьи: "Российская газета"