Текст: Петр Моисеев *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Вторую часть моего обзора по всей справедливости надо начать с упоминания Элизабет Ролле (она же, если верить сайту «Лаборатория фантастики», Елизавета Ельская) — особы не менее загадочной, чем Вера Русанова и Светлана Чехонадская. Именно она (судя по всему) стала второй (после Инны Булгаковой) русской детективисткой. Первая ее детективная повесть, «Загадка двух таблеток», была издана в 1990 году на средства автора и ныне ведет полупризрачное существование, числясь всего лишь в нескольких библиотеках Москвы и Петербурга.
А вот последующие шесть повестей «Тихое местечко», «Дом, где живет смерть» и еще несколько — вполне доступны. Причем Ролле выбрала небанальный путь — стилизации под английский детектив. Получилось более чем достойно; неангличанин так и вовсе может не заметить разницы. По уровню загадок Ролле вполне сопоставима с лучшими вещами, например, Аллингем или Брэнд (а то и превосходит их). Собственно, Ролле как раз и пленяет знакомым ароматом (Англия, какой мы представляем ее по книгам) и сюжетами, которые способны доставить удовольствие даже опытным читателям детективов. Видно, что писательница с энтузиазмом принялась за новый для себя (а по большому счету, и для русской литературы) жанр и отнеслась к выбранной задаче ответственно. Ролле — лучший автор в сегодняшней, второй пятерке моего рейтинга.
Анна Лагутина, пожалуй, самый необычный герой сегодняшней пятерки. Написала она крайне мало и публиковалась, насколько я могу судить, на сайте журнала «Самиздат». К детективу у нее имеют отношение две небольшие вещицы - «Однопалый» и «Редкая монета». «Монета» даже не совсем и детектив, а скорее новелла: на каждом этапе сюжета нам кажется, что все просто и понятно, но финал полностью переворачивает с головы на ноги. А начинается все со скандала, который закатил на кассе супермаркета якобы увидевший у кассирши очень редкую монету. Что же касается «Однопалого», то это уже несомненный детектив — типичный «браток» в небольшом городке начинает совершать весьма нетипичные для бандита (точнее, просто бессмысленные по любым меркам) поступки. Мыслит госпожа Лагутина весьма нешаблонно. Она сбивает читателя с толку странной последовательностью событий, в которой, с одной стороны, вроде бы и расследовать нечего — так, глупости какие-то, бестолковщина, а с другой — и понять ничего нельзя. Возможно, стоит пожалеть о том, что она не стала писать детективы систематически… но, может быть, и не стоит: вдохновение — вещь тонкая. Во всяком случае, спасибо ей за эти два произведения.
А теперь я перехожу к авторам, которых читаю с удовольствием — но не могу игнорировать и некоторые недостатки, которые у них есть.
Елена Михалкова — писательница, безусловно, талантливая, обладающая фантазией и искренне любящая детектив. Лучшие ее романы написаны так, что не оторваться; просчитать финал практически не представляется возможным. И все же что-то мешает поставить ее на одну доску с Булгаковой или той же Ролле. Возможно, регулярное появление в ее романах персонажей, истории которых, как в конце концов выясняется, к делу-то и не относятся. А может быть, дело в том, что иной раз — даже в таких хитроумно выстроенных вещах, как «Дом одиноких сердец», - остаются вопросы к поступкам персонажей. В «Доме...», скажем, действия жертвы дают толчок всему сюжету — а абсолютно убедительного их объяснения нет: ну, вот такой вот убитый был оригинальный человек. И все же — читаю я ее с удовольствием.
Татьяна Гармаш-Роффе — автор также весьма изобретательный, о чем свидетельствует, например, роман «Мертвые воды Московского моря» (ее лучшая вещь) или, скажем, «Ангел-телохранитель» (несколько уступает «Морю», но — весьма недурно). Однако желание впрячь в одну телегу детектив и любовный роман (не всегда, но часто), конечно, портит впечатление от книг писательницы. Кроме того, иногда за интригующей завязкой у нее идет достаточно стандартная история — даже не детективная, а полицейская (как в романе «Наука страсти нежной»). Герой тоже мог бы быть поярче — но герой еще дело относительно второстепенное, а вот сюжетные недочеты игнорировать труднее.
И наконец, Александра Мадунц (она же Авророва, она же Билевская, она же Романова) — автор крайне плодовитый (о чем можно догадаться уже по количеству псевдонимов) и неоднократно обращавшийся к детективу. От сюжета она не отвлекается, жанры (обращаясь к детективу) не смешивает, патологической страсти к маньякам не испытывает, языком владеет. Но без огрехов все же не обходится. Несколько раз я натыкался у нее (например, в новелле «Нечистая сила») на разгадку, которая ранее использовалась другими авторами. Не комильфо. По этой причине ее ретросерию об адвокате Коцебу лучше не начинать читать с первой повести - «Дело о потерянных пуантах»: там как раз схема уже использованная, но разгадать загадку гораздо легче, чем в романе, которым Мадунц (может быть, бессознательно) вдохновилась. С другой стороны — такие огрехи встречаются у очень многих авторов, а Мадунц все же отнюдь не бездарна и заслуживает большей известности, чем та, что выпала на ее долю.
* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра