21.03.2020
Кино и литература

Зулейха приоткрыла глаза

Телеканал «Россия 1» готовится скоро выпустить многосерийный фильм по одноименному роману Гузели Яхиной

Пресс-конференция Зулейха
Пресс-конференция Зулейха

Текст: Татьяна Шипилова

Фото: фрагмент титров

20 марта в кинотеатре «Октябрь» должна была состояться премьера 3 и 4-й серий сериала «Зулейха открывает глаза» по роману Гузели Яхиной. Все средства, вырученные с продажи билетов, направились бы в благотворительный фонд «Подари жизнь», учредителем которого является Чулпан Хаматова, исполнившая в сериале роль, собственно Зулейхи.

Но в связи с усилением мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в Москве премьера была отменена, а пресс-конференция из офлайна была перенесена в онлайн.

Участниками встречи были генеральный директор телеканала «Россия 1» и продюсер Антон Златопольский, писатель Гузель Яхина, режиссер Егор Анашкин, исполнители главных ролей: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий и Евгений Морозов.

Создатели и актеры отвечали на вопросы ведущего и журналистов, рассказывали о своих впечатлениях от съемок, делились мыслями и переживаниями.

Антон Златопольский рассказал, что первой удачной экранизацией современной классики стало «Ненастье» по роману Алексея Иванова, а за выходом «Зулейхи» последует «Обитель» по роману Захара Прилепина. Перенос премьеры продюсер объяснил тем, что было очень много постпродакшена, и самая последняя глобальная проблема, с которой столкнулись создатели фильма, - титры: «Мы весь последний месяц потратили на то, чтобы сделать такие титры, которые бы отражали суть истории. И мы это сделали».

И показали на пресс-конференции. Как и три тизера, которые скоро будут транслировать по «России 1». Пока отснятые материалы внушают надежду, что и актеры со своей задачей справились, и бюджет у сериала был большой, о чем гендиректор канала тоже не забыл упомянуть.

Юлия Пересильд, исполнительница роли Настасьи, поблагодарила всех за возможность поработать в этом проекте: «Я прочитала книгу за год до начала съемок, а режиссера Егора Анашкина знаю вообще уже лет пятнадцать. Очень хотелось вместе поработать, и очень благодарна, что удалось сделать такую картину. Как вы видели в титрах, фамилии радуют, пугают, настораживают и обнадеживают».

Чулпан Хаматова принимала участие в онлайн-конференции онлайн: она находится на самоизоляции дома, поэтому в студии присутствовать не смогла, но была постоянно на связи и отвечала на вопросы наравне со всеми. К тому же вопросов к ней как к исполнительнице главной роли, естественно, было больше всего.

Актриса поблагодарила за попытку сделать акцию поддержки фонда «Подари жизнь»: «Особенно в сегодняшний день, когда люди переживают за свое здоровье и здоровье своих родственников, очень важно помнить, что кому-то еще хуже. Это внутренне успокаивает: пока мы люди, пока мы думаем о других, у нас есть все шансы пережить эти времена».

Чулпан видела фильм еще совсем сырым, а вчера посмотрела готовые 3 и 4-ю серии, очень сильно волновалась и переживала: «Это огромная ответственность перед автором, перед зрителем, которые читали книгу и у каждого из которых своя Зулейха, своя история, свои краски, своя динамика, но после вчерашнего просмотра я успокоилась».

Книгу актриса, оказывается, прочитала давно, но далеко не сразу после ее триумфального выхода и завоевания всех литературных премий. И когда прочитала, конечно же, хотела представить себя в роли Зулейхи, но думала, что фильм давно снимается, на роли все уже определены, а потом выяснилось, что только она и рассматривалась на роль главной героини: «Я даже мысли не допускала, что я могу быть к этому причастна как актриса. Это какое-то сказочное счастье - вот так жаждать и получить».

Вспомнили и о том негативе, который появился у некоторых представителей татарского сообщества после выхода книги. Отдельные читатели критиковали роман за неправдоподобность, за слишком натянутую историю любви и некоторые несоответствия национальным повадкам героини. Актриса же, сама татарка по национальности, поделилась, что при чтении ее словно бы макнули в детство: «Я очень благодарна Гузели, потому что в какой-то момент жизнь, которая идет вперед, совершенно стерла глубинные детские воспоминания. То есть они где-то были, но я про них забыла. И читая эту книгу, особенно первую часть, самую подробную, с бытовыми названиями всех кувшинов, покрывал, я вдруг поняла, что все это во мне просыпается, я вдруг поняла, что это и есть моя корневая самоидентификация. Это было невероятно важное для меня чувство».

При создании образа героини что-то добавлялось от себя, что-то в себе приходится перебарывать, потому что происходил внутренний спор и попытка за короткий промежуток времени пережить становлении героини от «мокрой курицы» в начале до самостоятельной, ответственной женщины в конце.

«Надеюсь, - засмущалась актриса, - что Гузель не устала от моих постоянных вопросов, звонков. Какие-то моменты, которые я не понимала и не была уверена, мне обязательно нужно было обговорить с Гузелью. Надеюсь, наша дружба будет долгой. Гузель согласилась стать попечителем фонда, так что все не случайно».

Общим же месседжем и сериала, и фонда Чулпан Хаматова назвала способность помогать другим: «Ты выживешь, если ты будешь помогать другим. Если ты не будешь этого делать, то шансов на выживание нет. У тебя в первую очередь».

Сама Гузель Яхина поделилась историей о том, что изначально роман был написан в роли сценария для учебного задания. И одним из заданий было составление каста мечты, и именно тогда в роли Зулейхи писательница уже видела Чулпан, потому что других кандидатур не было: «Чулпан умеет сочетать в себе и хрупкость, и нежность, и силу, и внутренний стержень, и робость, и сильный характер. Из этого всего и складывается Зулейха. Мне кажется, она сыграла великолепно. Я пристрастна, но мне кажется, что это одна из ее лучших ролей. Образ Зулейхи в первой серии и в последней - это две разные женщины. Эта метаморфоза была поразительно сыграна».

Относительно всей экранизации в целом Гузель Яхина уже не первый раз говорила о том, что для нее было важно, чтобы история сохранила исторический подтекст, чтобы это была не просто история любви, но и история народа, тех событий, которые происходили на самом деле.

Работая над романом, писательница пользовалась самыми разными источниками: начиная от исторических трудов специалистов, занимающихся профессионально историей переселенцев, и заканчивая мемуарами этих самых переселенцев и рассказами своей бабушки. Какие-то отдельные моменты, которые есть и в романе, и сохранены в фильме, есть просто пересказ тех событий, что на самом деле случались с людьми: например, когда колонну сначала гнали в Сибирь, потом разворачивали, вели обратно, а потом снова разворачивали и снова гнали в Сибирь.

В фильме сохранено и само название поселка, в котором 16 лет прожила бабушка Гузели, когда ее семью раскулачили и сослали.

А вот Сергей Маковецкий выразил недовольство тем, что его вечно видят в образе профессоров. Он бы хотел сыграть какого-нибудь негодяя и очень просил режиссера дать ему другую роль: «Но Егор нашел такие слова, что мне захотелось сыграть профессора Лейбе, захотелось самому разобраться и понять, что такое «человек в яйце», как он мыслит, как он чувствует. Но что мне в нем больше всего понравилось, когда я прочитал роман, так это его реакция, когда он открывает глаза и понимает наконец, где он находится. Он принял это так… спокойно, что это не может не вызывать восхищения».

Съемки проходили в большом количестве локаций: Архангельск, Казань, Кукмар, Лаишево, Москва, Пермь, Чистополь, Щербинка, Ярославль. В общем, треугольник: Москва, Полярный круг, Урал. Съемки проходили на воде, на морозе –27° С, в поселке, построенном с нуля по всем законам кинематографа. Сильно помогал Татарстан не только физически, но и материально.

Конечно, беседа не могла пройти мимо темы самоизоляции и коронавируса. И если в жизни писательницы Гузели Яхиной ничего кардинально не изменилось, потому что каждый писатель проводит большую часть жизни в добровольной самоизоляции, то все остальные, конечно, рассказали о проблемах, которые лучше всех подытожил Сергей Маковецкий: «Театры теряют миллионы на возврате билетов. Отменяются гастроли, работы нет, нет зарплаты. И мы, отработав почти весь сезон, перед сезоном отпусков остались без средств к существованию, поэтому очень хочется попросить государство, чтобы оно помогло не погибнуть не только среднему и малому бизнесу, но и обратило внимание на театры».

Антон Златопольский обещает, что премьера на телеканале «Россия 1» состоится в ближайшее время. Ждем анонсов!