27.04.2020

Ганс Христиан Андерсен и проблемы с правописанием

«Если бы я был сказочником, то писал бы лишь сказки с хорошим концом», — заверил победитель Городского конкурса диктантов, в этом году переместившегося в онлайн

«Если бы я был сказочником, то писал бы лишь сказки с хорошим концом» — заверил победитель Городского конкурса диктантов, который в этом году переместился в онлайн
«Если бы я был сказочником, то писал бы лишь сказки с хорошим концом» — заверил победитель Городского конкурса диктантов, который в этом году переместился в онлайн

Текст: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ (фото предоставлены Институтом Пушкина)

Институт Пушкина подвел итоги конкурса диктантов для московских школьников — впрочем, название «диктант» не совсем подходит для этого творческого и даже в чем-то азартного соревнования. Ребятам предлагалось не только проверить свою грамотность собственно диктантом, но и написать небольшое сочинение - свое личное высказывание на предложенную тему. Конкурс проводится в седьмой раз, и каждый год члены жюри - преподаватели Института Пушкина - бывают приятно удивлены самостоятельностью и разнообразием этих высказываний.


Для участия в конкурсе обычно приглашаются ученики 5—8-х классов: сперва они пишут диктант в классе со своим учителем, затем авторы лучших работ приглашаются на финал в Институт Пушкина.


В этом году конкурс проводился для семиклассников. Для отборочного этапа организаторы подготовили диктант по творчеству Александра Грибоедова - автора бессмертной пьесы «Горе от ума». На примере его личности ребятам предложили поразмышлять, что значит быть выдающимся человеком. 27 участников - те, кто написал самый грамотный и нестандартный текст - были приглашены на финал.

Проводить его пришлось не как обычно, в аудиториях Института Пушкина, а в онлайне.

Сначала детям рассказали не самые известные факты из жизни Ганса Христиана Андерсена, которому и был посвящен финальный диктант: например, ребята узнали, что великий сказочник имел довольно замкнутый характер, зато друзья у него были как на подбор - Ганс дружил с будущим королем Дании и Чарльзом Диккенсом. При этом он - о ужас - не дружил с правописанием и до конца жизни писал с ошибками: семиклассникам тут же посоветовали запомнить, как пишутся "Оденсе" и "Копенгаген". Затем ребята написали, сфотографировали и сдали диктант, а следом им предложили творческое задание: «Андерсен говорил: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». И вот какие вопросы предлагаются вам. Создает ли сказки современная жизнь? О ком и о чем бы вы написали, если бы были сказочником?»


Работы нужно сдать ровно через полчаса. В чате тихо. В квадратиках на экране видны сосредоточенные лица ребят. Минут через двадцать вопрос: «Можно сдавать?»


Какие же сказки хотели бы написать современные подростки? Рассказывает куратор конкурса, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации института Пушкина Арина Жукова:

- Конечно же, они написали о том, что сказка возникает и в повседневной жизни, просто нужно увидеть ее. Под обыденной жизнью понималось разное: большинство сосредоточилось на том, что есть какие-то приключения в жизни, и эти приключения могут лечь в основу сказки. Кто-то, например, хотел писать о своих путешествиях. Кто-то собирался написать о своих друзьях, об одноклассниках, описать какие-то смешные случаи.

Была тема современных технологий, гаджетов и дистанционного обучения, которые тоже оценивались как сказочные элементы, если смотреть на них, например, глазами человека, жившего еще 30 лет назад. Те возможности, которые мы сегодня имеем, казались бы тогда совершенно сказочными.


Не обошлось без коронавируса, поскольку тема актуальная, и некоторые работы были посвящены этой страшной сказке.


Здесь были и тема тяжелой болезни, и страха заражения, но тут же появлялись сказочные герои, которые с этой болезнью борются. Писали о врачах, как таких сказочных героях, которые спасают жизни в нынешней ситуации, и о пожарных писали, о том, что они похожи на сказочных богатырей.

Многие писали о том, что они своей сказкой хотели бы чему-то научить, заставить поразмышлять или подарить надежду на то, что все заканчивается в конце концов хорошо. Вот, например, что написал победитель конкурса Александр Толкачев: «Если бы я был сказочником, то я писал бы лишь сказки с хорошим концом Ведь порой это единственное, что приносит радость и дарит надежду. Следить за главным героем, узнавать его все лучше и лучше, быть в напряжении в последней битве со злодеем и радоваться очередной победе добра над злом - вот то, что делает читателя счастливым, заставляет его действовать так же, как и главный герой». Александр замечательно передал назначение сказки: сопереживать герою, радоваться вместе с ним, печалиться вместе с ним и знать твердо, что добро всегда победит.

Кто-то патриотизму хотел научить, кто-то - ценить себя, свою жизнь, не махать на себя рукой и не думать, что ничего не можешь.


Очень хорошо, что ребята понимают, что сказка не просто развлечение. Есть какой-то урок, который она должна донести до своего читателя.


Была работа, где говорилось, что сказка показывает, что судьба играет человеком, что не очень-то все от него зависит: кому-то повезет, кому-то не повезет; другие, наоборот, писали, что от самого человека многое зависит, от того, какую он выберет линию поведения, как он будет относиться к окружающему миру и к себе.

Впервые финал диктанта проводился в онлайн-формате, что стало новым опытом и для нас, организаторов, и для участников. Мы очень волновались, как все пройдет, долго обсуждали и готовились. Конечно, все равно были какие-то технические огрехи, но в конце концов все зашли, сели и написали. Кто-то из ребят даже давал свои советы о том, что можно изменить с технической точки зрения. Это очень ценные вещи. Некоторые отметили, что писать диктант в домашних условиях намного комфортнее, потому что все быстро, рядом, дома. Нет того волнения, когда приходишь в незнакомое место, садишься рядом с незнакомыми людьми и начинаешь писать. При этом у всех ребят работала камера, это было обязательное условие, мы их видели, слышали. Надеемся, что все прошло хорошо, и ребята получили удовольствие независимо от того, выиграли они или нет. Сам по себе выход в финал - это уже большая победа.

Мне кажется, что для первого опыта проведения диктанта в онлайне все прошло более чем благополучно. Я благодарна моим коллегам за проведение конкурса - преподавателям кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Екатерине Будник, Татьяне Кудояровой, Виолетте Гапутиной, руководителю Центра исследования медиакоммуникаций Андрею Щербакову, а также заведующей кафедрой методов преподавания русского языка и литературы в школе Ольге Горбич».

Тройку победителей и призеров конкурса составили ученики школ № 1528 (Зеленоградский АО), № 1454 «Тимирязевская» (Северный АО), № 170 (ЮЗАО). Первое место занял Александр Толкачев; второе - Кристина Кабазина; третье - Варвара Толмачева. Кроме того, жюри отметило двух участниц - Арину Нуриеву и Марианну Новикову - в номинации «Лучшее творческое задание».

Городской конкурс диктантов был организован Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.

Фрагменты сочинений финалистов: «Если бы сказочником был я…»

«Если бы я была сказочником, то писала бы, скорее всего, о животных. Основным в сказках были бы говорящие животные, их жизнь и приключения. Вся суть была бы в жизненных ситуациях и замене действующих лиц - людей - на животных. А также можно было бы добавить чего-то волшебного, например, таких существ, как единорогов, вампиров».

«К сожалению, жизнь стала более похожа на суровую реальность, чем на сказку. Но и в такой жизни много поучительного и интересного. Лучший учитель и сказочник - это сама жизнь. Каждому человеку видится по-разному одна ситуация. Я бы написал сказку о сплочении и понимании между людьми. Сейчас многие потеряли ту человечность, бывшую раньше. В любой ситуации нужно оставаться теми, кто мы есть. А мы люди». Юрий П.

«Если бы я была сказочником, то в первую очередь написала бы о планете, на которой у людей не существует проблем, и жизнь кажется сказкой. Я думаю, что людям, живущим на моей планете под названием «Счастландия», будет комфортно, и все будут счастливы». Алина Б.

«Лучший учитель и сказочник - это сама жизнь. Каждому человеку видится по-разному одна ситуация. Я бы написал сказку о сплочении и понимании между людьми. Сейчас многие потеряли ту человечность, бывшую раньше. В любой ситуации нужно оставаться теми, кто мы есть. А мы люди».

«Если бы я была сказочником, я бы писала про простых людей, которые выполняют одни и те же действия каждый день и не стараются выйти из этого замкнутого круга. Но тут они понимают, что можно украшать свою жизнь, делать ее интереснее и увлекательнее, превращать каждый день в путешествие и сказку. Ведь, если подумать, это совсем не трудно». София Д.

«Я бы писала о том, как прекрасно жить и что не стоит отчаиваться, потому что в наше время люди не ценят жизнь и ставят крест на себе из-за одного провала, говоря, что ничего не смогут. Я бы писала, стараясь донести людям, что жизнь нужно ценить и жить так, как хочешь этого ты».

«Жизнь каждого человека разнообразна и удивительна. Именно поэтому я считаю, что за основу современной сказки можно брать жизнь абсолютно любого человека, будь это сама королева Англии или твой одноклассник Паша. Вот почему я бы, например, написала сказку «Невероятные приключения 7 «Г» класса». София П.

«Учитывая тот факт, что сказка должна содержать что-то фантастическое, я бы написала о том, что судьба играет с нами, как с куклами, и никуда от нее не уйдешь». Варвара М.

«Если бы я был сказочником, то я писал бы лишь сказки с хорошим концом. Ведь порой это единственное, что приносит радость и дарит надежду. Следить за главным героем, узнавать его все лучше и лучше, быть в напряжении в последней битве со злодеем и радоваться очередной победе добра над злом - вот то, что делает читателя счастливым, заставляет его действовать так же, как и главный герой». Александр Т.