Текст: Марина Алексеева
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Петербургский дневник» (Санкт-Петербург)
Когда началась пандемия и общедоступные библиотеки закрылись, мало кто предполагал, что это надолго. В то же время все понимали, что останавливать работу нельзя, нужно находить новые формы и по-другому выстраивать отношения с читателями, приспосабливаться к работе в непривычных условиях.
Услуги онлайн
Городской публичной библиотеке имени Маяковского серьезно перестраивать свою работу даже не пришлось.
«У нас уже был большой опыт обслуживания удаленного пользователя. Много лет мы дистанционно обслуживаем наших читателей», – говорит заместитель директора библиотеки Елена Ахти.
Однако признает, что даже для нее рост аудитории более чем на 300% оказался неожиданным.
Чем же берет читателей библиотека? Здесь не только выдают книги, когда человек, не выходя из дома, может получить доступ ко всем электронным ресурсам. В библиотеке скомплектованы электронные базы данных, включающие более миллиона текстов. Работает виртуальный социально-правовой центр, где можно заказать копию любого документа. То есть все те услуги, которые были доступны людям физически, теперь можно получить онлайн.
Самый востребованный ресурс – библиотека «ЛитРес». Повышенным спросом пользуется художественная и научно-популярная литература.
«Люди используют самоизоляцию для собственного развития. Сейчас, например, вырос спрос на базу данных «Университетская библиотека онлайн», «Библиотека статей» и материалы газеты «Правда», – рассказывает Елена Ахти.
Дефицит общения
По мнению библиотекарей, сейчас люди как никогда нуждаются в общении. Поэтому в библиотеке Маяковского работают онлайн-консультанты, которые ведут прямой диалог с читателями, помогают им искать нужную информацию.
В библиотеках Фрунзенского района сотрудники общаются со своими читателями по телефону.
«Люди звонят не ради того, чтобы поболтать. Они хотят обсудить прочитанные книги или принять участие в дискуссиях. Особенно популярны любые интерактивные мероприятия», – отмечает заместитель директора библиотечной системы Фрунзенского района Сергей Серейчик.
Но, пожалуй, самым востребованным их проектом оказались «Телефонные сказки». В основе идеи – история одной из сотрудниц. Много лет назад ей позвонила девочка лет пяти, которой было скучно дома. Библиотекарь рассказала ей сказку. После этого ребенок стал звонить каждый день, слушать, задавать вопросы и рисовать то, что подсказывало воображение.
Сейчас в «Телефонные сказки» обращаются дети от 2 до 13 лет. Сотрудники принимают звонки по будням с 10:00 до 18:00. Обращений так много, что не хватает «сказочниц». Поэтому на помощь приглашают волонтеров.
Карантинное чтиво
Сегодня практически все библиотеки города проводят в формате онлайн лекции, встречи, квизы, викторины, конкурсы, флешмобы. Есть и оригинальные идеи.
Например, библиотека имени Маяковского вместе с консульством Израиля организовала проект, в котором артисты Театра дождей читают израильские сказки. В «Репортаже из дома» библиотекари рассказывают о своих любимых книгах.
Центральная детская библиотека «КиТ» Красногвардейского района провела 30 апреля арт-марафон, посвященный фотоинсценировке шедевров мировой живописи. Все желающие могли повторить сюжет известных живописных произведений с участием своих близких, сделать фото и выложить в Сети. А библиотека «Куб» 1 мая организовала прямой эфир с библиотекарем «Поболтаем».
Большой популярностью, по словам директора Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района Марины Швец, пользуются виртуальные экскурсии, в том числе посвященные истории района или кирпичному стилю зданий.
Библиотекари уверены: после выхода из пандемии читателей меньше не станет. Наоборот, аудитория прирастет за счет новых. А старые обязательно вернутся.
Оригинальный материал: "Петербургский дневник"