29.05.2020
Литературные премии

«Лицей»-2020 — поэзия. Голосование

Даем читателям «Года Литературы» возможность не дожидаться решения жюри и самим определить победителей

Даем читателям «Года Литературы» возможность не дожидаться решения жюри и самим определить победителей
Даем читателям «Года Литературы» возможность не дожидаться решения жюри и самим определить победителей

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: фрагмент обложки журнала "Юность" (№ 4, 2020)

Всего через какую-то неделю, 6 июня, премия "Лицей" сообщит литературной общественности, как распределятся призовые места в этом сезоне. И хотя все десять поэтов-финалистов, разумеется, "уже победили", правильными словами соревновательный дух все-таки не убьешь. Если этот дух и вам мешает спокойно дожидаться решения жюри, то предлагаем вот что: ниже мы собрали стихотворения финалистов; вам остается лишь осилить данный поэтический материал, определиться со своим фаворитом и проголосовать. Сделать это можно как нажав на разбросанную тут и там кнопку «голосовать», так и промотав страницу вниз.

Борис Пейгин

L&M

Я знал твои черты в домах конструктивистских,

И в силуэтах труб, и в оголовках шахт.

Так пахнет торфяной охряно-ржавый виски,

Так ёкает в груди, когда объявлен шах,

Так зреют за столом пустые разговоры,

Так падают огни с седьмого этажа,

Так запоздалый гость не прокрадётся вором,

И так свербит в ногах, что просятся бежать;

Так радугой блестит засвеченная плёнка,

Так в небе городском нет ни одной звезды

В дымах далёкой ГРЭС, под облачной клеёнкой,

Так время мчится вскачь, как Сивка без узды.

Четырнадцать часов прошли почти навылет —

Я не сошёл с ума, и с рельсов не сошёл.

Настанет новый день, и виски будет вылит.

Прости меня за то, в чём не был я смешон.

Я знал твои черты в домах конструктивистских,

В пыли обочин трасс и в смоге городов,

В чужих путях домой, неясных и неблизких,

Во всём, на что смотрел, во всём, на что готов.

…с утра заладил дождь, и стартер неисправен,

Похмелье из ружья стреляет по вискам.

Я знал тебя во всём, чему я не был равен,

И в том, что вдруг нашёл, хотя и не искал.

Читать поэтическую подборку Бориса Пейгина полностью на сайте премии

голосовать

Александра Шалашова

Инанна спускается в ад

(сборник)

а мы завтра купим творожных сырков

и готовый кулич в палатке череповецхлеб

а вечером станем смотреть мультфильмы.

приходит к маме соседка и говорит —

там ваш муж пьяный валяется,

на лестнице между вторым и третьим.

мама стоит молча, не переодевшись после работы,

в чёрной юбке со шлицей и сером джемпере.

продолжает соседка —

да вы что, вообще не волнуетесь,

мне бы такое самообладание, спокойствие олимпийское.

всё, что случается с близкими —

пропускаю через себя ниточкой сквозь игольное ушко,

что никак не лезет, хотя уже послюнила пальцы.

и как боялась, когда ванечку забрали в инфекционное

и две недели разрешали только сухари, сушки и сухое печенье,

а он давился, выплёвывал,

не мог

и боялся смерти.

а мы идём забирать папу

на лестницу между вторым и третьим.

и пахнет, пахнет так —

хлоркой,

заскорузлыми половиками,

апрельской вербой.

Читать поэтическую подборку Александры Шалашовой "Инанна спускается в ад" полностью на сайте премии

голосовать

Галина Рымбу

ЭЛЕГИЯ

Всё скоро закончится. Лето закончится. Время висит

на кончике хвоста спящего зверя. Мы пойдем в лес и вернёмся пустыми.

Нам ничего не надо от леса.

Вечером из магазина

Ты принесёшь пакет дешёвой еды и радугу овощей, поставишь в саду

на ледяную росу. Я нарежу побольше лука на ужин.

Будем курить в туалете (на крыльце уже зябко)

и смотреть: в Инстаграме все выкладывают фото своего лета.

Это чужое.

Чужое в конце лета всегда кажется ближе.

Ты говоришь: высохла для тебя река моего взгляда,

а я говорю, что решила перечитать Гильгамеша и Данте:

любовь находит свой путь.

Почти кончилось лето. Экраны погасли.

Леший из леса в наш сад старый пробрался

и ласкает себя в кривой беседке из винограда,

а тёплый ветер вечерний ещё на твоем лице

как никогда полиаморен.

Ночью встану попить и долго смотрю, как на столе изменились разводы от кофе.

Август резко прошел вперед, и ногой раздавил ржавую банку колы.

Сын нам скоро построит млечный путь из подгнивших яблок.

Август закрыл нам глаза широкой ладонью, а его подруга,

как мама моя молодая, у изголовья постели стоит в старой ночнушке,

и ромашковым кремом пахнут её руки,

а волосы на плечах сияют спокойно.

Где-то наши друзья принимают таблетки

и, обнявшись, смотрят сериал в панельной коробке,

Лена в Зеленограде пьёт чай и читает ОВД-инфо новостную сводку,

и травмай без водителя режет

красное тело Москвы, шкурку с неё снимает охотник-август

в чёрной лаве застывшей каски, а рядом резвится

фавн со студенческим в капельках крови.

Лето — это рой времени, осень — теснота дыхания

во внутренних переговорных; представь, как дымятся

и ластятся в это время селенья в Карпатах к подножьям гор,

как в тяжелой гнилой листве новый язык тонко роится…

Лето закончится. Не метафора: буравящий танец пчёл последних,

жар, что как ребенок фруктовую льдинку, лижет экран ледника.

Это закончится, а мне осталось

в темноте прочитать новое сообщение

и мысленно легко пройтись с тобой до метро Полянка.

Читать поэтическую подборку Галины Рымбу "Время мира" полностью на сайте премии

голосовать

Дмитрий Ларионов

СЛЕЗОЙ ИНОГО ОКЕАНА

Смотрю в советское трюмо и вижу тихого ребенка.

Я помню с детства про него, он тюбик краски комкал

на сломе ветреного дня /металл в руке своей сжимая,

стоял за сеточкой дождя/в неясных числах мая…

Назад к оптической петле: какой простор в сетчатке глаза!

а одуванчик — амулет — был ниткой солнца назван.

Найду кассету VHS, поставлю видео вторично,

где дед, курмыш, весенний лес. Но в кадре герметичном

иное видится кино: все звезды кажутся глазами,

и запах яблони земной едва ли осязаем.

Прости, пожалуйста, меня за горстку слов, неровный почерк,

за то, что жизни не обнять; а время станет почвой,

когда закончится сезон. А в общем — нитку эту — на-ка.

Дорогу вымостим слезой иного океана.

Читать поэтическую подборку Дмитрия Ларионова "Неоглядная долгота" полностью на сайте премии

голосовать

Денис Безносов

памятник

сплав непонятной изогнутой речи

законам неким подчинен но к сути

чтоб подобраться к многому приучен

должен быть разум ибо смысл иначе

не узреть тщетно поглощая строки

неверно между собой сопряженны

форм непривычных в волокна вбирая

множество чтенью препятствуя либо

слов неудобных громоздя тугие

узлы где можно напрямик без лишней

хитрости было высказаться вместо

непроходимой внутри густой вязи

идей другое сообщить никчемных

кряжистых черствых избежав метафор

в топь заводящих по горло где вовсе

не разобраться в чем дело не вызреть

мыслей воздвигнут на бумаге сгусток

текста отныне ему и быть гордым

нерукотворным строением или

ничтожной суммой случайных свидетельств

Читать поэтическую подборку Дениса Безносова полностью на сайте премии

голосовать

Влад Гагин

Лене Ф.

когда выветриваются последние серии страха

когда «паразитарные отношения абсолютно

со всеми вокруг» или

«семь минут спортивной ходьбы», когда

куришь на выходе отдельно от всей тусовки

и два Джона о чем-то беседуют за стеклом

может быть, мысль проскочит

может быть, Пушкин неправ

был, говоря о невозможности счастья и представляя

реальность через схемы единства —

даже в сшивающих капиталистических джунглях речи

виден след идеальной игры

несколько персонажей играют в американский

футбол в минуту предпоследнего снегопада

Читать поэтическую подборку Влада Гагина полностью на сайте премии

голосовать

Юлия Дрейзис

во́дополь псалтири

чёрточки на снегу оставляемые лапой зверя

ибо всё есть найденная поэзия

обрященное падение

в лазоревом поле две перекрещенные рыбы

под серебряным полумесяцем

озеро белое

в нём две стерляди жёлтые

голосами ангельскими и человеческими

язык в наших устах звонко ударяющий в губы

словом мира

наподобие света

поверх всякого одаряющего

пока не просохла волглая одежда

на сорочьем мосту

по-над всякой тьмой

Читать поэтическую подборку Юлии Дрейзис полностью на сайте премии

голосовать

Мария Малиновская

документальное искусство это подлость

я не хочу никакого документального искусства

когда прилетел вертолёт и забрал нас с крыши

нашего дома

мы даже не смогли взять обувь

мои дети стояли в аэропорту босыми

и подошёл какой-то ублюдок

современный фотограф

и начал их снимать

жена спросила меня что он делает

это причинило ей боль

я подошёл и спросил что ты делаешь гад?

зачем ты снимаешь моих детей босыми?

он ответил это важно

показывать страдания

чтобы мир знал и бла-бла-бла

я сказал хорошо ублюдок

я не хочу чтобы ты показывал мои страдания

как он занервничал этот фотограф

стал мне объяснять

что это документальное искусство

я говорю ему я потерял всё

мой дом подожгли повстанцы

у нас с собой нет даже паспортов

и это ты называешь искусством?

удали всё что снял

и больше не приближайся

я не показываю когда страдаю

это просто самоуважение

и тем более не потерплю

чтобы это показывали другие

мы поехали на север

в родную деревню матери

нашли там соседа который помнил меня

в паспортном столе меня спросили

клянёшься что тебя так зовут?

мать спросили клянёшься что это твой сын?

соседа спросили ты подтверждаешь это?

тогда распишитесь здесь

и так мне выдали паспорт

с тех пор я по-настоящему полюбил свою страну

но получив паспорт

я сразу полетел обратно

потому что надо было зарабатывать

а не осмысливать травму или что там ещё это жизнь

и ничего в ней особого

Читать поэтическую подборку Марии Малиновской "Время собственное" полностью на сайте премии

голосовать

Мария Гладцинова

* * *

не зубы режутся — осока

сухое тиканье часов

шатание éлей высоких

над головой

гудит сквозь сон

шаманское камлание шмéля

шуршащих капель тёплый шёпот

бесшумно падает в песок

и едва слышим тёмный стрёкот

каких-то тайных голосов

там | самому себе не веря

от солнца отвернув лицо

под пение клевера и хмéля

и птицы хохот восковой

усни | качаясь в колыбели

травы | застенчивой лесной

волнению её поверив

секретный сон

вернись домой

в гнездо

невидимое зверю

не пророни ни капли звука

с грибом срастись

и дёрном стань

быть человеком

ужас мука

зачем ты это

перестань

Читать поэтическую подборку Марии Гладциновой "нисёнито" полностью на сайте премии

голосовать

Евгения Ульянкина

///

облако без окон без дверей

медленный убыточный огонь

сном наружу липкие глаза

сядем и похлопаем пилоту

ты чего не дышишь дорогой

маешься чего-то

у твоей берёзы лёгкая слеза

у твоей осины шапка набекрень

твой терновник вот он

///

глушь какая ни лесочка ни реки

только тощие от солнца стебельки

крестики железные жилые парники

я уехал ты уехал мы уе

мы уё мы нехорошие внучата

(были бы солдаты аты баты

родина бы нам вполне)

наступает по соседским по дворам

медленная сорная трава

вспышка справа

брат укроет брата

Читать поэтическую подборку Евгении Ульянкиной "Такое дело космос" полностью на сайте премии

голосовать

* Голосовать