02.06.2020

«В центре Зума у фонтана»

Церемония объявления финалистов «Большой книги» прошла по-новому — но многое в ней осталось по-старому

Текст: Михаил Визель

Фото: скриншот зумференции

На фото: "музыкальная пауза" Григория Служителя

Коронавирус и налагаемые им ограничения внесли коррективы и в церемонию оглашения Короткого списка литературной премии «Большая книга». Традиционно она проходила в Демонстрационном зале на третьем этаже ГУМа в форме «литературного обеда» с участием писателей, издателей, журналистов и критиков – которые могли сразу же в неформальной обстановке обменяться впечатлениями и прогнозами на декабрьский финал.

В этом году по известным причинам торжественный обед пришлось устраивать онлайн – «не в ГУМе, а в Зуме!», как провозгласили организаторы. Но, потеряв в корпоративности, церемония сильно выиграла в доступности – в этом году в ней на равных с москвичами могли участвовать и литераторы из Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Владивостока, а также из Израиля, Германии и прочих городов и весей. А простые зрители – следить за происходящим в прямой трансляции на сайте «ГодЛитературы.РФ», чтобы понять, как оно происходит.

И в этом был смысл. Потому что организаторы постарались максимально приблизить церемонию к привычной. Началась она с того, что председатель Литературной академии – большого жюри, определяющего победителей – Дмитрий Бак пошутил про встречу «в центре Зума у фонтана» и про то, что реальность с лихвой выполнила желание организаторов отметить 15-летие премии как-то по-особенному. Потом, уже серьезно, один из вдохновителей премии, советник президента Владимир Толстой признал, что за 15 лет стало ясно: «Большая книга» оправдывает свое название. А один из ее соучредителей Петр Авен подчеркнул стабильность премии – не только финансовую, но и художественную, – несмотря на то, что за 15 лет лауреатами становились писатели самых разных направлений и убеждений, от Быкова до Прилепина, от Гранина до Водолазкина.

Этот последний, четырежды финалист и дважды победитель, признал, в свою очередь, что премия оказалась для него «литературным лифтом», и напомнил будущим финалистам, что «когда попадаешь на вершину, оказываешься открыт всем ветрам – хвале и хуле. «Большая книга» помогает не впасть в отчаяние. И поэтому имеет не только литературное, но и нравственное значение».

Председатель группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев напомнил, что его компания, созданная для торговли электронными, а впоследствии и аудиокнигами, существует те же 15 лет, и за это время электронные книги тоже прошли огромный путь. И пожелал, чтобы «Большая книга» не только фиксировала, но и задавала тренды в литературе. Для чего в будущем она могла бы создать «эндаумент» – независимый фонд, наподобие Нобелевского.

Другой прошлый победитель «Большой книги» и нынешний председатель жюри молодежной премии «Лицей», Сергей Шаргунов заметил, что участие в премиях, как любое состязание, «дает силы и бодрость».

Ободренный этим, председатель совета экспертов Михаил Бутов заявил, что в этом году Короткий список «образовался сам, как лист на дереве или цветок», без обычных жарких споров экспертов. И что на сей раз у него есть ответ на извечный вопрос о тенденции, которую демонстрирует Короткий список: это тенденция к «языковой брутальности» – причем не обязательно привязанной к мужественности. После чего огласил сам список, в этом году довольно длинный для короткого - 13 книг, написанных 15 авторами.


Беглый статистический анализ показывает, что из 13 книг-финалистов:

  • 12 вышли в Москве, одна в Петербурге
  • 7 (чуть больше половины) - в Редакции Елены Шубиной АСТ, по две - в редакции современной прозы ЭКСМО и в литературных журналах ("Новом мире" и "Знамени"), по одной - в издательствах Individuum и "Лимбус-Пресс"
  • 4 книги написаны женщинами
  • 3 книги - разные формы нон-фикшн, одна - сборник рассказов, и еще одна - трехтомная трилогия.


 

После этого писательница и создательница магистратуры «творческое письмо» в ВШЭ Майя Кучерская напомнила, что «Большой книге» третий год «сопутствует» премия «Литблог», вручаемая самому интересному блогеру, пишущему о книгах. «Они прочитают до конца всё, что вы пишете!» – уверила она.

Блогеры читают, журналисты задают вопросы. И конечно, самым животрепещущим оказался вопрос о фестивале «Красная площадь», обращенный к замруководителя Роспечати Владимиру Григорьеву. «Фестиваль открывается через четыре дня – не жестоко ли это?» – прямо спросили его. «Я не очень понимаю, в чем здесь жестокость, – удивился тот. – 1 июня открылись все книжные магазины. Работают, да и не закрывались, все супермаркеты. Есть жесткие санитарные требования, которые мы выполним, даже если они кажутся нам чрезмерными». Чиновника поддержал финалист этого года Александр Иличевский, напомнивший о необходимости ярких впечатлений после долгой вынужденной «спячки».

Еще одно отличие церемонии этого года – речи перемежались не записанными фанфарами, а живыми (хотя и дистанционными) выступлениями музыкантов. В самом начале Григорий Служитель, прошлогодний лауреат премии, а кроме того – профессиональный актер и клубный артист, пророчески исполнил известную всем песню про то, что солнце взойдет. Со своими энергичными номерами выступили Игорь Бутман и Светлана Сурганова, а «на финальных титрах» Алексей Кортнев исполнил песню, которую он, по его словам, написал 35 лет назад и которая до сих пор его кормит – и пожелал всем писателям сочинить нечто подобное. «В России все можно профукать, кроме литературы. Это и есть главная наша народная скрепа», – заявил он на прощание.