26.06.2020

Шаблоны-вредители, или Как не потерять балл на ЕГЭ

Какие фразы в сочинении больше всего раздражают проверяющих и вынуждают их снижать баллы

пишут итоговое сочинение
пишут итоговое сочинение

Текст: Наталья Лебедева

Фото: kubnews.ru

3 июля начинаются долгожданные ЕГЭ. Первыми на поле битвы за драгоценные баллы выйдут те, кому для поступления в вуз понадобятся литература, информатика и география. А 6 и 7 июля уже все без исключения напишут ЕГЭ по русскому языку. За считаные дни до экзамена бессмысленно давать какие-то рекомендации, зато можно успеть дать последнее напутствие. Именно это и сделали педагоги-словесники, которые не только готовят школьников к ЕГЭ, но и в качестве экспертов проверяют экзаменационные работы. На образовательном портале «Могу писать»  они


подробно разобрали клише, которые используются в каждом втором сочинении и ужасно раздражают проверяющих, и рассказали, как их можно избежать.


«Эксперт, который читает сочинения, начинает лезть на стенку после пятой работы, которая начинается со слов «Я неслучайно выбрал(а) эту тему, поскольку она волнует меня как представителя своего поколения». Другие поколения не волнуются, только твое? И с чего такое волнение, если тема «Как искусство влияет на мир?». А злой эксперт снижает баллы и лишает выпускника будущего», - предостерегают они учеников от использования заезженных фраз.

Однако не все клише или шаблоны - зло во плоти. Часто они помогают сэкономить драгоценные минуты на экзамене и автоматически написать фразу, удовлетворяющую всем требованиям ФИПИ. И как же быть? Чуть-чуть подумать и составить свой набор фраз, которые помогут выразить нужную мысль и не позволят потерять ни единого балла.

Начинать свое сочинение многие предпочитают со следующих фраз: «Среди множества проблем современности особенно актуальной остается… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…» или «Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни».

С актуальностью поднятых в произведении проблем никто не спорит, но кто способен оценить их актуальность в наши дни? И уж тем более явным преувеличением будет написать: «Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…» или «Наверное, эта тема интересует каждого из нас...».

Поэтому педагоги советуют вообще отказаться от фраз об актуальности во вступлении.

Следующая обязательная часть экзаменационного сочинения - это примеры и подходы к ним. Здесь тоже есть свои избитые клише, вроде: «Приведённый пример необходим для того, чтобы показать, что...» или «Автор приводит в пример героя/абзац/рассказ о...».

Но у автора художественного текста не было задачи подобрать примеры к проблеме и вставить их в текст. Это ваша задача - найти в тексте примеры к тезисам сочинения. А автор создает эпизоды, рассуждает, строит диалоги героев… Поэтому, чтобы не запутаться в понятиях «пример» и «эпизод» и не потерять балл, эксперты советуют использовать следующие фразы:

«Автор заставляет задуматься о...»

«Эти события автор описывает, чтобы...»

«Симпатии автора на стороне такого-то героя…»

«Слова/поступки героя говорят нам о том, что... и позволяют понять...»

Когда примеры приведены, ученику нужно их как-то связать. И тут часто появляется следующая фраза: «Оба примера, дополняя друг друга, помогают автору раскрыть сущность проблемы».

Почему-то считается, что такое предложение нужно написать в конце комментария, и тогда эксперт поставит пятый балл по К2. К сожалению, не поставит, потому что содержания в этом предложении ноль. Более того, он может снять балл за логику (К5), если примеры противопоставлены.

При противопоставлении примеров педагоги советуют использовать такие связки:

Однако из следующего эпизода становится понятно, что…

Совсем иначе ведет себя такой-то герой...

Поведению героя противопоставлены поступки…

А если они дополняют и уточняют друг друга, то можно написать так:

Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде...

Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то (для публицистических текстов)

Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде / и другой герой (для художественных текстов).

Наконец, мы добрались до позиции автора: «Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста», «В тексте доказывается мысль о том, что…»

Будьте готовы к тому, что проверяющий усмотрит стилистические и грамматические ошибки в самом построении этих предложений. Поэтому попробуйте выразить эту же мысль по-другому:

Автор не говорит о проблеме прямо, но читатель понимает, зачем рассказана эта история (для художественных текстов).

Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата (для публицистических текстов).

Когда наступает пора высказать свое мнение, не стоит писать: «Я согласен с мнением автора». Попробуйте лучше так:

Эта точка зрения близка и мне...

Я разделяю мнение / точку зрения автора...

С автором трудно не согласиться. Действительно, …

Добираемся до конца сочинения и пишем: «Таким образом, можно сделать вывод». И получаем минус балл, потому что «таким образом» и «можно сделать вывод» — это одно и то же, тавтология (К10).

Если уже очень надо, напишите лучше так:

Таким образом, очевидно, что в мире нет ничего важнее...

А чтобы не заканчивать работу на словах «из всего вышесказанного» и «обобщая все вышесказанное», попробуйте выразить ту же мысль иначе:

Завершая размышления над текстом И.И. Иванова, отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему...

В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о...

Не пишите по шаблонам, которые вам передали выпускники прошлого или позапрошлого года, предостерегают педагоги. Предложения-связки, конечно, нужны, но они должны быть простыми и понятными.