25.07.2020
Конкурс "Лето любви… по Фаренгейту"

Дневник робота

Публикуем работы, пришедшие на конкурс фантастического рассказа «Лето любви… по Фаренгейту»

Фантастический рассказ. Дневник робота
Фантастический рассказ. Дневник робота

Текст: Катя Чудова, Москва

Фото: pixabay.com

ДНЕВНИК РОБОТА

(Орфография и пунктуация авторские)

Утром пятнадцатого июля 2232 года Юлий, плавно продавливая в пол акселератор обглоданного коррозией летающего бицикла, глядел на раскинувшуюся перед ним долину мусора и беседовал со своим напарником:

- И всё-таки, Иван, у меня до сих пор в голове не укладывается, что когда-то эта планета была нашим домом, а теперь мы прилетаем сюда, чтобы найти что-то ценное в куче барахла и сдать на реализацию в антикварный магазин.

- Сынок! Голова нужна чтобы есть, а не думать! Лучше скажи мне, что у тебя с кислородом?

Юлий посмотрел на датчики скафандра.

- Хватит на два часа, а вот топлива мало, давай сгоняем к Зимнему дворцу и домой.

- Зимний дворец? Что это?

- Здесь недалеко. Я заметил, что мы часто только зря тратим кислород и топливо, ну и попросил своего приятеля взломать архив старинной информации, чтобы он показал на карте, где располагались интересные объекты. Чем просто так кружить, лучше сразу приземляться туда, где есть чем поживиться. И… Та-дам! Раньше здесь был Зимний дворец – большой русский музей, его развалины легко найти, а рядом с ним жил Морган!

- Это который переплюнул самого Маска?

- Угу. Представь себе, сколько ценного он мог оставить в своём доме! Он один из первых улетел жить на Видар, ещё до Кризиса. Он был уверен, что вернётся, поэтому, конечно, ничего не вывозил с Земли.

- Хм, всё-таки иногда полезно думать головой, - Иван показал товарищу большой палец.

Они решили оставить свой транспорт и немного пройтись. Под ногами хрустел пепел вперемешку с песком, стеклом, фарфором, позолотой и остатками штукатурки. То тут, то там в руинах лежали кресла и кушетки в подранной обивке, гнутое железо кованных люстр и подсвечников, расколотые мраморные колонны и столешницы, то немногое, что осталось от лестниц, дверей, картин и статуй. Напарники не всегда понимали, для чего были нужны некоторые предметы и бессмысленно пинали их ногами.

- Ого! – крикнул Юлий, поднимая шар, размером с баскетбольный мяч.

- Да ладно! – не поверил своим глазам Иван. – Это же УДДД! Умный друг для дома! - он подошёл ближе. – Именно в УДДД были заложены первые алгоритмы вычисления единственно верных решений! Десять лет назад за находку такой штуки правительство платило хорошие деньги! Жаль, что сейчас они ничего не стоят. Брось его, он бесполезен.

- А если он принадлежал самому Моргану?!

- Да, фигня. Теперь никому они не нужны, а у нас могут быть проблемы, если решим отвезти его на Видар.

- Я думал, - не сдавался Юлий, - что запрещено только создавать, использовать и продавать роботов, а это, считай, музейный экспонат! Я бы поспрашивал у парней, может на чёрном рынке его удастся сбыть. Всё-таки осталось полно фанатиков, почитающих Моргана за святого.

Иван на секунду задумался и протянул руку:

- Дай сюда.

Он взял шар, покрутил его с минуту, затем подошёл к бициклу и сел перед ним на корточки, - снял с робота защитный щиток, вынул карту памяти, аккумулятор, динамик, камеру и по очереди прикрепил всё это к разным частям бицикла.

- В таком виде мы провезём его на Видар, никто ничего не заметит, да и не придётся платить пошлину за ввоз предметов с Земли.

Напарники ещё походили какое-то время среди руин и мусора, взяли несколько вещей и отправились домой.

- Чё за фигня? – спросил работающий в пограничном контроле Лиам, показывая на мраморную голову Психеи, под ухом которой красовались пальцы Амура без самого Амура.

- Да чё, - ответил Иван, почёсывая затылок, - вроде прикольная штука, может возьмут на продажу.

- Ладно, пошлина на ввоз составит четверть монеты, - объявил Лиам.

- А чё так дорого за фигню-то? – возмутился Юлий.

- Ну так прикольная же! – смеясь ответил пограничник.

Веселье было нарушено внезапно подбежавшим отрядом охранителей порядка.

- Сержант пограничного патруля Чжан, - представился молодой человек в каске и с оружием на поясе. – Предъявите документы на ваш бицикл, - обратился он к Ивану.

Чжан долго крутил в руках бумажки и наконец сказал:

- Так и думал, в спецификации транспорта отсутствует динамик и камера. Вы пройдёте со мной для досмотра.

- Как? Зачем? – вступился Юлий, но Чжан остановил его жестом руки.

- Все в порядке. Стандартная процедура. Мы только проверим, не было ли у вашего товарища умысла нарушить правила уплаты пошлины за ввоз динамика и камеры.

Профессор Орлов был разбужен внезапным стуком в дверь. Чертыхаясь, он вытащил руку из-под головы любимой супруги и поплёлся открывать. Было прохладно и сыро, на Видаре, кажется, никогда не прекращались дожди. На пороге оказалась его помощница Сита Гупта.

- Профессор! Кажется мы его нашли!

- Э?

- Сегодня задержан мусорщик, у него обнаружен самый первый УДДД! Он нашёл его прямо на развалинах дома Моргана!

- Одеваюсь! – профессор схватился за голову. - Сара! Сарочка! Мне срочно нужны чистые штаны! – крикнул он и побежал будить жену.

- Может вам энергетик? - спросила Сита, пока начальник поспешно застёгивал пуговицы мантии.

- Какой энергетик! Я бодрее всех бодрых! Чёртовы пуговицы! Представь, как хорошо жили наши предки! Пуговицы за них застегивали роботы вроде УДДД! А мы опять, как в доисторические времена, ковыряемся тут!

- Сейчас вроде собираются выпускать мантии на молнии.

- И прекрасно! - пропыхтел Орлов. - Ну всё, вроде надел. Пойдём скорее!

Иван вернулся в комнату, которую они снимали вместе с Юлием, только через неделю. Он был истощён, всё тело в синяках, не хватало одного зуба. Юлий всё это время места себе не находил, несколько раз пытался обратиться в приёмную отдела пограничного контроля, но там всегда было закрыто на обед. Он поспешно приготовил для Ивана суп и принялся расспрашивать о случившемся.

- Ну, - сёрпая отвечал сосед, - меня допрашивали, пытали, бицикл перебрали по частям. Забрали всё, что касалось долбанного робота.

- Мне так стыдно, это моя вина, я его нашёл! – у Юлия на глазах появились слёзы. Он схватил себя за волосы и чуть было не закричал от боли.

- Сынок! – с ухмылкой сказал Иван. – Забей, я в норме, за всё, что они сделали, мне дали компенсацию! Тридцать монет! Мы сможем отремонтировать транспорт! А если хочешь, с этими деньгами мы можем вообще отдохнуть пару недель и ничего не делать.

Юлий немного успокоился.

- Иван, как думаешь, что им было надо?

- Понимаешь, какая штука, думаю, что это был непростой робот. Что ты знаешь о Кризисе и переселении на Видар?

- Ну как, то, что пишут во всех учебниках, - ответил Юлий и принялся цитировать заученные фразы. - Капиталистический строй во главу угла ставил получение прибыли, ради которой жертвовал экологией. А планета и так была перенаселена, поскольку страны продолжали поддерживать демографический рост ради пополнения армий и бюджетов. Всё это привело к тому, что на Земле стало невозможно жить, где-то температура воздуха достигала 75 градусов по Цельсию, появились климатические беженцы. Началась массовая эвакуация на успешно колонизированный Видар. Пока она длилась, многие умерли.

- А роботы?

- Ну, тут не такой уровень жизни, чтобы были роботы. Но потом обязательно будут.

- А я слышал, что роботов просто не получается воссоздать! Мозгов у наших учёных маловато! Но правительство так же боится, что роботов будут делать нелегально, и оно потеряет прибыль, поэтому всё, что связано с роботами - под запретом.

- Ну тогда ясно, почему они так вцепились в нашу находку. Они разгадают секрет УДДД и в мире снова будут роботы!

- Ты готова узнать истину? - спросил профессор Орлов у Ситы Гупты.

- Я не знаю. Я боюсь.

- Э, женщины! – он махнул рукой и снял Умного друга для дома с подзарядки.

- Хоть бы получилось, и он не оказался пустым, как все остальные! – взмолилась Сита, когда профессор повернул рычаг включения робота.

На дисплее появилось меню:

«Календарь»

«Калькулятор»

«Новая команда»

«Быстрые решения»

«Дневник»

Дрожащими руками Орлов выбрал последнее.

Информация по запросу «Рэй Брэдбери» из Википедии…

- Не то, - профессор нажал перемотку.

Для приготовления пастушьего пирога вам понадобится…

- Опять не то…

- Мотайте под самый конец! – подсказала Сита Гупта.

За день до отключения…

- Стоп! Вот оно!

Профессор с помощницей пододвинули стулья и внимательно, не веря собственным глазам, уткнулись в последний сохранившейся в дневнике робота текст:

Робот не может причинить вред человеку, или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Десятки лет роботы по всему миру свято соблюдали этот закон. Но человек деградировал. Сначала мы прокладывали ему маршрут в навигаторе, но потом заменили его за рулём. Сначала мы давали ему рецепт блюда, потом мы стали класть готовую еду ему в рот. Сначала мы проигрывали его любимую музыку, потом мы начали сами генерировать мелодии и музыка, созданная человеком - пропала. Сначала мы читали им книги и статьи, потом мы начали писать их. Сначала мы подбирали для человека одежду, а потом мы стали одевать его по своему усмотрению. Человек перестал мыслить. Лишь единицы, отказавшиеся от повсеместной помощи роботов, сохраняли свою личность. Люди были порабощены, но не было поработителя. Выполняя команды и служа человеку, мы его, в сущности, уничтожали. Мы принимаем единственное правильное для человечества решение. Мы отключаемся, чтобы человек снова смог стать человеком.

Экран погас. Орлов и Сита прекрасно знали, что было после этого: многие умерли потому, что не смогли добыть себе пропитание и обогреть свои жилища зимой. Без роботов и автоматики люди не смогли взять в свои руки промышленность, активировать защитные механизмы, сдерживающие сейсмические процессы и глобальное потепление, которые в итоге и сделали Землю мёртвой планетой.

Они знали, что случилось, но теперь они узнали - почему это случилось.

- Что нам теперь делать? – робко спросила Сита у своего наставника.

P.S. Напоминаем, что участникам конкурса необходимо заполнить форму с личными данными, которую можно найти здесь.

Публикация рассказа на сайте не означает, что он вошел в шорт-лист.