31.07.2020
Конкурс "Лето любви… по Фаренгейту"

Что почитать, чтобы написать хороший фантастический рассказ

И чего лучше избегать при написании рассказа?

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Текст: ГодЛитературы.РФ

Наш конкурс летнего фантастического рассказа продолжает набирать обороты, работы приходят каждый день – их уже больше 70, а ещё полмесяца впереди! В названии конкурса мы хотели сделать намек на Брэдбери – великому фантасту в этом году исполняется 100 лет.

У нас уже приличный опыт по чтению и публикации конкурсных текстов, но в этот раз наша тема особенная, как и весь нынешний год. И по такому случаю, нам кажется, будет вполне уместно дать нашим участникам несколько советов.

Например, некоторые члены нашего беспристрастного жюри готовы посоветовать следующее:

Вадим Панов

Рассказывая историю – любую, какой бы сумасшедшей или фантастической она ни была! – нужно добиваться правдоподобия и естественности. Читатель должен поверить, что вы лично летали к Альфе Центавра или рубили голову дракону, что вы не пересказываете избитый сюжет, а делитесь пережитым и тогда ваш рассказ "зацепит". Как по мне, то самую выпуклую "естественность фантастического" можно подсмотреть у американских писателей середины ХХ века: почитайте рассказы Клиффорда Саймака, Эрика Френка Рассела, Генри Каттнера, посмотрите, как легко и непринужденно описывают они необычное и нереальное.

Роман Арбитман

Мне кажется, конкурсантам перед тем, как написать фантастический рассказ, следует перечитать несколько произведений русской классики. В первую очередь, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Скучную историю» Чехова и «Олесю» Куприна. В этом пожелании нет парадокса. Фантастическую идею придумать довольно легко. Фантастический антураж тоже сконструировать нетрудно. Но фантастика — это литература. Реалистические характеры в невероятных ситуациях — это путь к успеху. Потому-то вспомните о классике — пригодится.

Но наши члены жюри текстов еще не читали, они к ним приступят, когда будет сформирован короткий список. А до этого момента у нас еще есть время вам кое-что подсказать, а вам, возможно, прислушавшись, написать свой рассказ и прислать его на почту konkurs@godliteratury.ru, заполнив форму, которую можно найти здесь.

Мы публикуем не все тексты в силу ряда причин.

Например, некоторые тексты слишком велики. Напоминаем: по условиям конкурса мы принимаем рассказы до 10 000 знаков, поэтому целую повесть на 45 000 знаков, логично, опубликовать не сможем.

А еще есть тексты, которые не подходят к заданной теме. Вообще мы никого не ограничиваем, и понятие «фантастического» для всех оказывается разным, но иногда рассказ не подходит ни под какие критерии, поэтому публиковать его нет смысла.

К советам наших членов жюри позволим себе дать еще несколько, чтобы ваши тексты получались качественными и не изобиловали избитыми фразами.

Итак, чего же нужно избегать при написании текста (любого, не только фантастического):

1. «Юноша посмотрел в окно», «Мужчина обернулся», «Девушка закрыла глаза» - эта неопределенность по отношению к главному герою непонятна. Если у героя есть имя, то зачем все эти юноши/девушки/мужчины – просто пишем имя или строим предложение по-другому. Сюда же: «Наш герой решил» - это не наш герой, а ваш. У героя опять-таки есть имя.

2. фразы «с этого начинается наша история». Во-первых, отдает детскостью – дескать, то была присказка, а сказка будет впереди. Во-вторых, на конкурс принимаются тексты до 10 000 знаков, это примерно 4-6 страниц, и когда где-нибудь на 2-3 странице читаешь подобное, удивляешься: история начинается – а на следующей странице заканчивается.

3. морализаторства. Это вообще бич начинающих авторов: все-то они хотят объяснить, а то вдруг кто не понял намека. Но читатель не дурак, и если текст подразумевает какую-то «морализаторскую» мысль, то он ее и так считает, а лишний тычок пальцем ни к чему. Оставим это Льву Николаевичу.

4. перемещения своих героев в другие страны. Если вы живёте в Москве/Хабаровске/Саранске, то почему ваших героев вдруг зовут Стивенами и Джорджами и гуляют они по Нью-Йоркам? Когда придумываете имена и место действия и так и тянет заглянуть в Америку (почему русского человека тянет всегда именно в Америку? Почему хотя бы не в Италию, Францию или Латвию? Почему именно США?), подумайте, а настолько ли важно это перемещение событий вашего рассказа в другую страну? Зачем оно нужно именно для сюжета? И нужно ли оно вообще? Зачастую, подставив вместо Стивена просто Степана, ничего не изменится, но зато текст будет выглядеть логичным. Если вы не прожили в другой стране хотя бы пяти лет, то вряд ли вы сможете написать о ней так, как сделает это гражданин этой самой страны, отсюда и недоверие читателя: про Джонов и Уильямов можно с большим успехом почитать у англоязычных авторов, они расскажут правдоподобней, так какой смысл читать о них у автора русскоязычного? Конечно, если вы вдруг второй Набоков или Бродский, которые на английском думали, то можно попробовать. Но из всех присланных на наш конкурс текстов с иностранным оттенком пока не было ни одного, где перемещение заграницу было бы сюжетно оправдано. Более того, что для российского читателя в русском тексте выглядит вполне логично, в тексте "об Америке" смотрится коряво и неправдоподобно.

5. безграмотности. Проверяйте свои тексты. К сожалению, отредактировать все приходящие рассказы у нас нет возможности, поэтому орфография и пунктуация, а вместе с ними и стилистика, остаются на вашей совести. И читателю, который будет потом голосовать за ваш рассказ, и членам жюри, которые будут выбирать лучших, будет легче читать грамотные и стилистически выверенные тексты.

И еще парочка советов.

Из присланных текстов нам стало понятно, что многих наших читателей волнует мир будущего с роботами, но без живого общения. Действительно, наша жизнь уже настолько окружена искусственным интеллектом, который из года в год все умнее и умнее, что иногда это даже пугает.

На эту тему есть прекрасные произведения. Например, научно-фантастический роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» - о том, как тяжело жить в мире роботов. Или о том, как роботам тяжело существовать в мире людей?

Кстати, в классику кинофантастики входит фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года, снятый по этому роману. Посмотрев его, автор романа воскликнул, что именно так себе он все и представлял.

Еще на эту же тему можно почитать вполне современного автора – Ольгу Громыко. Ее серия книг «Космоолухи» ярко и красочно рассказывает о взаимоотношениях людей, андроидов, киборгов и представителей разных инопланетных рас. Но всю серию читать не надо, она большая (хотя первые два романа совершенно бесподобны), для этого нужно больше времени. В числе последних у неё вышли сборники рассказов. Вот среди них есть замечательные тексты, за которые автор даже была номинирована на ряд премий. Например, "Котик", "Овчарка", "Стекло".

Кстати, к вопросу об инопланетных расах: нельзя не вспомнить «Солярис» Станислава Лема и одноименный фильм по нему Андрея Тарковского 1972 года. В этом же ключе можно посоветовать уже ставшую классикой американской литературы, тоже недавно экранизированную "Игру Эндера" Орсона Скотта Карда.

Ну и не забываем про юбиляров этого года: Рэя Брэдбери и Айзека Азимова – они тоже немало хорошего написали.

Ждем ваши тексты!