Текст: Александра Загер, Москва
Фото: pixabay.com
ДИЗЛАЙК
(Орфография и пунктуация авторские)
«Доброе утро! Пора вставать! Сдача курсовой работы через четыре дня».
Миша резко подскочил и затряс головой. Иногда он жалел, что голосовые помощники теперь всторенные и нельзя их просто отключить и куда-нибудь спрятать. Он однажды нашел чуть ли не первый образец у прадеда в гараже. Рабочий! Он был сделан в виде колонки и требовал каких-то ручных настроек, терял сеть, говорил странным механическим голосом, но все равно был очень милым. Особенно тем, что его можно было не включать.
Миша учился на 3 курсе истфака и собирался специализироваться на истории техники XX и XXI вв.
Миша подумал, что, если б общались по старинке, то есть голосом, а не в чате, у них дома за завтраком было бы очень шумно. А еще лет 50 назад многие так делали, ужасно неудобно же. Голосом Миша говорил только с прадедушкой и прабабушкой, чтоб сделать им приятное. Да и то пару слов. В принципе, общение голосом в стране не приветствовалось и официально разрешалось в разговоре с людьми старше 80 лет и между ними.
В семейном чате родители спорили про отпуск. Мама хотела уложиться в 500 лайков, их рейтинг это позволял, а папа хотел шикануть. Миша задумался, сколько бы это было в деньгах. Их отменили 100 лет назад, и ну их на фиг. Теперь у каждого человека и у семьи был свой рейтинг лайков. Чем он выше, тем больше можно себе позволить. Лайки надо зарабатывать и не только на работе. На учебе тоже. Впрочем, больше всего лайков получаешь при рождении, там и родителям перепадает, а потом на каждое значимое событие в жизни: поступление в садик, школу, университет, их окончание, ко дню рождения, на свадьбу, рождение детей и похороны. И если просто красивый, но это редко кому падает.
- Как твоя учеба? – мама отвлеклась от отпуска и нашла себе новую жертву.
- Мама, все норм, вот курсач дописываю, - на самом деле Миша только сегодня утром о нем вспомнил, но маме этого знать было необязательно.
- А какая тема? — это уже папа включился
- «Дизлайк как способ протеста», - нехотя ответил Миша.
- И какое отношение это имеет к истории техники?
- Я должен написать про убежденных дизлайкеров, которые сами обнулили все свои лайки, живут с теми гаджетами, что были 100 лет назад, - нехотя ответил Миша, вдруг осознавший, что за четыре дня он не то, что сдать, он даже начать не успеет. Дизлайкеры не жаловали посторонних в своей тусовке, разговорить их было трудно, а уж собрать чего-то эдакое для классного курсача и подавно! Миша сам не понимал, как вышло, что он так затянул, ведь за хорошую курсовую можно получить до 100 лайков, а их вполне хватить на более крутой ручной чип.
«Лекция через 5 минут!» сказал Мише голосовой помощник. И Миша с облегчением ретировался к себе. Открыл университетский экран, но лекцию особенно не слушал, все равно это отложиться в его файлах и можно будет потом посмотреть.
Он начал было мысленно диктовать голосовому помощнику начало своей работы, но перечитав, плюнул. «Дизлайкеры живут обособленно. Они редко и ненадолго встраиваются в современное общество, потому что не хотят зарабатывать лайки своим поведением и образом жизни. Из-за отсутствия лайков они не могут оплатить себе детям хорошее образование и достойное жилье. Живут коммунами и поддерживают быт минимальными и сильно устаревшими техническими средствами. Утверждают, что свобода им дороже». Это было в любом учебнике, на приличный курсач не тянет. На неприличный, впрочем, тоже.
Миша вдруг вспомнил про бар «Яма», где собирались дизалайкеры, и решил, что терять все равно нечего и стоит попробовать сунуться туда на удачу.
На месте «Ямы» когда-то был парк, но после очередной реконструкции его превратили в бизнес-квартал с кучей офисных зданий. А потом их забросили за ненадобностью, и в одном из них стихийно, практически сам собой образовался бар.
При входе Миша привычно поискал соответствующий чат, чтоб написать пароль, а потом сообразил, что здесь придется воспользоваться голосом.
Получалось не очень. Миша мямлил, легенду он себе так и не придумал, и охрана очень недружелюбно теснила его на улицу.
- Эй, он – ко мне, пропустите же – симпатичная ярко-рыжая девушка вклинилась между Мишей и охраной и улыбнулась. – Простите, забыла предупредить.
Девушка взяла его за руку и потащила куда-то вглубь, в арку, где обнаружился очень уютный столик.
- И как тебя сюда занесло? Кстати, я – Аня, – девушка улыбнулась и протянула руку.
- Привет, а я – Миша. Мне курсач надо про вас вот надо написать, а инфы – ноль. Я ничего такого, только поговорить, - Миша аккуратно пожал руку. Это было ужасно непривычно.
- Ой, да я сама студенткой была, все понимаю!
- Ты?! Да ладно, а как?! Вы ж не учитесь.
- Ой, не это долгая история. – Девушка замолчала. – Расскажу, если хочешь, только с одним условием.
- Каким?
- Ты отключишь голосового помощника и его искусственный интеллект. Только сам, только хардкор.
- Да я б рад, но как, они ж встроенные.
- А вот так! Девушка спрыгнула со стула, обняла его и нажала за на шею за ушами. Вдруг стало очень тихо и почему-то пусто. Голосовой помощник, которые уже подавал сигнал слишком активного пользования обычной речью, вдруг умолк.
- Ну вот, теперь только ты и я, - Аня снова улыбнулась – Спрашивай.
- Эээ…нууу, - Миша с ужасом понял, что все вопросы и идеи хранились в памяти помощника, а само он вообще не представляет, с чего начать.
- Наверное, ты хочешь спросить, как мы решаемся обнулись все лайки? Да?
- А у тебя есть парень? – неожиданно для себя спросил Миша и вдруг покраснел.
- Ух ты, с козырей зашел. Нет, нету!
- Понятно, у меня тоже.
- Парня нету?
- Ой, не, я имел в виду, что тоже один.
- Так у нас свидание?
- Нет, о есть да, то есть я не хотел … - Миша аж вспотел, в голове было непривычно пусто без голосового помощника и его подсказок. И говорить столько тоже было совсем непривычно, даже горло немного заболело.
- Слушай, у меня на сегодня еще есть дела, так что давай ты все-таки попробуешь сформулировать свои вопросы, - Аня немного виновато улыбнулась.
Но Миша, как ни старался, ничего внятного сформулировать не смог. Аня только посмеялась и предложила встретиться на следующий день.
- Ты вопросы на бумажке напиши, чтоб не забыть, - сказала она на прощание.
На бумажке, надо же! На бумажках и от руки не писали даже Мишины прадедушка с прабабушкой. Но ему это было неважно, он готов был добыть и бумажку с ручкой, и даже бересту с пером, если б потребовалось.
Ему было невероятно хорошо и весело. Он вдруг понял, что с девушками общался в основном в сети, и даже в приватные чаты на свидания ходил со всеми нужными гаджетами, но это было совсем другое. Живое.
Даже пришедший в ладонь первый крупный дизлайк за самовольное отключение голосового помощника его не особенно волновал. Чего нельзя было сказать о родителях.
- Ты что, хочешь стать как дядя Юра?!Он всю жизнь свои дизлайки разгребает и никак в нормальную жизнь не вернется! - мама писала в чат капслоком, но Мише казалось, что она скоро тоже заговорит, даже закричит.
Удивительно, но Мише было все равно, он просто думал о следующей встрече с Аней. И даже пытался подготовить вопросы, но мысли куда-то разбегались, а мозг просто приятно чесался. И хотелось говорить, говорить, с ней и голосом. И думать о ней, и даже мечтать, и все – без подсказок.
Они встречались теперь почти каждый день. Гуляли, болтали, у Миши даже получилось придумать штуку, над которой Аня очень смеялась, обсуждали что-то, спорили, а иногда просто молчали, но не потому, что нечего было сказать, а потому что слова казались для этих моментов слишком мелкими. Миша и не знал, как здорово просто гулять по городу. По настоящим, хоть и заброшенным паркам, по улицам. Ведь все давно уже ходили только на виртуальные прогулки, а по городу пешком ходить и вовсе было не за чем. Аня даже показала ему обычный, не онлайн, магазин. Миша думал, что их нет с тех пор, как вместо денег появились лайки.
Про курсач он и не вспоминал. На универ тоже забил. Он с Аней пели песни и даже сочинили свою, ходили в «Яму» на танцы, и были совершенно счастливы. Миша – так точно.
- Знаешь, я только сейчас понял, что значит - найти своего человека, я так рад, что это – ты.
Аня тогда его впервые поцеловала.
Дома он почти не появлялся, ни в какие чаты не заходил, жаль, что чип в руке пока отключить не получилось. Ему невероятно нравилось жить без всего этого, он постепенно начинал понимать, о какой свободе говорили дизлайкеры. Очень круто, хоть и трудно было думать самому, спорить голосом и выражать эмоции живьем, а не смайликом. Но главной в его новой жизни была Аня.
А дизлайки продолжали сыпаться. Миша нарушил все, что можно и нельзя, и настал день, когда лайки на его счету кончились. Фактически он стал дизлайкером.
— Это надо отметить! - Аня достала бутылку игристого. – Помнишь, ты спрашивал меня про учебу?
- Ага, в другой жизни. – Миша откупорил бутылку и налил им вина.
- Так вот, я только что перешла на 4 курс. Практика окончена, теперь твоя очередь.
- Что? – Миша замер в нелепой позе, с двумя бокалами в руках.
- Ты вроде научился речь распознавать, что непонятного? Чтобы вырваться отсюда в нормальный мир и вернуться к учебе, нужно привести кого-то вместо себя. Баланс должен быть, понимаешь? Там убыло, тут прибыло. Просто так с нуля и даже минуса рейтинг не восстановить, до старости по лайку собирать будешь. А согласишься сыграть подмену, тебе вернутся все лайки, что были до первого дизлайка. Вот, смотри, – с этим словами Аня раскрыла ладонь, где высвечивался вполне приличный рейтинг. Миша не мог понять, как не заметил, что у нее тоже есть чип и встроенный в руку сенсор.
Он вообще ничего не понимал. И выразить это никак мог, так и стоял с бокалами.
- Не переживай так, меня тоже когда-то так привели, и тоже с 3 курса, такая дура была. Хотя опыт классный, диплом будет супер! Собирай материал и не кисни! Главное – найти своего человека, ага?!
С этим словами Аня подмигнула, спрыгнула с высокого стула и ушла.
P.S. Напоминаем, что участникам конкурса необходимо заполнить форму с личными данными, которую можно найти здесь.
Публикация рассказа на сайте не означает, что он вошел в шорт-лист.