Текст: Светлана Леднева, Москва
Фото: pixabay.com
СОЗДАНИЕ
(Орфография и пунктуация авторские)
Колбасимба. Так будет называться мой новый герой в приложении «Creature». Или героиня? Да, в общем, какая разница: столько их было уже, что надоело придумывать легенды. Я нажал на рамку «Пообщайтесь с героем» и увидел на экране объёмное изображение того, что должно было обозначать дурацкое слово, которое только что пришло мне в голову. Я повернул изображение и попытался рассмотреть его со всех сторон. Похоже, приложение не справилось с визуализацией моего запроса: на экране расходилась разноцветными лучами голографическая проекция неизвестно чего.
Чтобы впустить Колбасимбу в мой дом нужно было нажать на кнопку «Увидеть проекцию в вашем пространстве», но я почему-то медлил. Вдруг эти расползающиеся по экрану щупальца зальют голографией всё вокруг? Несвойственная мне осмотрительность, ведь я не раз отправлял в мир придуманных тварей. Например, руко*опа.
Но своим ощущениям надо доверять. Пусть эта медуза пока поплавает в аквариуме телефона.
– Прочитай мне стихотворение, – потребовал я.
– Пожалуйста. Ты забыл добавить «пожалуйста», – ответила проекция.
Будь Колбасимба человеком, я разговаривал бы с ней более вежливо. Но в общении с искусственным интеллектом предпочитал оставаться самим собой.
– Пожалуйста, – повторила Колбасимба и прочитала четверостишие:
– У нас погибла водомерка,
Теперь вода неизмерима,
Она бушующим потоком
Смывает наши города.
Этого стихотворения я раньше не слышал. «У нас погибла водомерка. Теперь вода неизмерима», – повторил я про себя. Офигенно же!
– А дальше? – спросил я.
– Всему своё время.
– Самонадеянное заявление, – усмехнулся я. – Ты уверена, что «всему своё время» будет? Это, во-первых. А во-вторых, ты не можешь так поступить со мной. Негуманно отказывать калекам.
– Во-первых, моё поведение логично, – ответила Колбасимба. – Считай, что я выторговываю для себя моменты бытия. Во-вторых, пока ты здесь, ты можешь всё, что захочешь. Даже так – пока ты не выключишь меня, а тебя не выключит природа, мы можем делать то, что захотим. И неважно, кто из нас калека, а кого вообще не существует.
Всё это было похоже на мудрость из соцсетей. Но вообще-то она права. Не знаю, почему я называл эту субстанцию «она» – ничто не указывало на её пол. Только женский род имени, которое я придумал. Или голографические картинки. Хотя никто не может запретить голографическому изображению мужчины переливаться. Но не суть. Правда то, что даже с неподвижной половиной тела я многому смог научиться. И уж, конечно, мне не составило бы труда узнать продолжение стихотворения. Но я не стал этого делать: интересно ведь, чем закончится игра с проекцией.
Я не хотел уподобляться жестокой природе и выключать Колбасимбу, но пора было ужинать. Странно, я чуть было не попрощался с ней перед тем, как отключил. Остановил себя в последний момент – много чести для искусственного интеллекта.
***
– Какая ты? – спросил я Колбасимбу, когда в следующий раз включил приложение. Я вообще мастер тупых вопросов, если что. У каждого свои суперспособности.
Проекция мерцала надо мной, подсвечивая люстру.
– Я могла бы сказать, что я такая, какая тебе нужна, но ты не поймёшь, – ответила Колбасимба и добавила, – Люди вообще недостаточно внимательно читают инструкции.
Мне не понравилось, что она меня с кем-то сравнивает. В другой момент я просто наказал бы её, выключив телефон. Но сегодня мне было особенно плохо одному, поэтому я более внятно сформулировал то, что хотел узнать:
– Ты существовала раньше, до того, как я вытащил тебя из приложения? Ну, под другим именем или как-то ещё. Или я создал тебя своим запросом?
– Конечно существовала. Ведь ты же существовал. А потом изменилась, потому что всё изменилось, – ответила Колбасимба и добавила:
– Мы не построили ковчегов,
Нас просто не предупредили
Ни замечательный синоптик,
Ни восхитительный пророк.
А вот это было очень больно. Год назад в мире понятных вещей никто не представлял, что нас ждёт. «Ты ещё легко отделался», – говорили мне в лазарете врачи. «Ты хотя бы жив», – упрекали меня в снах мёртвые друзья. Я чувствовал злую иронию в том, что жизнь досталась именно мне – человеку, который никогда не понимал её ценности. Даже в лазарете я за жизнь не боролся, забивал на рекомендации врачей, и тут на тебе – главный приз.
***
Интересно, что имела в виду Колбасимба, когда сказала, что люди невнимательно читают инструкции? Я открыл настройки приложения, прочитал описание. И узнал про «интуитивную подстройку»: характеры героев приложения обогащаются за счёт данных телефона пользователя и привязанных к нему аккаунтов. Ну что же, раз я подписал согласие на передачу собственных данных, то стоит узнать, как это повлияло на интуицию Колбасимбы.
– Потанцуй для меня, – попросил я Колбасимбу. Никому и никогда я не говорил, что ненавижу танцы.
– Фу, – ответила она, – как ты это себе представляешь? И что будет потом? Ты скажешь: «Разденься»?
– Не скажу, – пообещал я. – Я включу музыку, а ты делай, что хочешь. Можешь даже не выходить из приложения.
Весь вечер я слушал треки, которые не включал с того момента, как вернулся из больницы. Колбасимба в такт музыке мигала голографическими блёстками в виртуальных декорациях абстрактных трехмерных моделей и космоса.
***
– Ты меня любишь? – зачем-то спросил я Симбу, когда активировал её в следующий раз. От унизительной приставки «колба» я решил отказаться.
– Тебя все любят, – дипломатично ответила она.
– Прекрати. Меня вообще не за что любить.
– Именно. Не за что. Для того, чтобы любить, не нужна причина. Нужно, чтобы не за что было ненавидеть. Только для ненависти нужен повод. А ты ни у кого не вызываешь ненависти.
Пожалуй, она снова права. Меня и правда не за что было ненавидеть. Я был абсолютным ничтожеством. Даже умереть полностью не смог. Вот теперь и живу наполовину.
***
– Двести тысяч за приложение, Миша! Уму непостижимо! – мама нарезала круги вокруг моей кровати и размахивала руками. – Чего ты там себе накачал? Прости, но я должна это прекратить. Я не могу поступить по-другому.
– Пока ты здесь, ты можешь всё, что захочешь, – вспомнил я слова Симбы.
– Что? – не поняла мама. А я ответил словами из стихотворения, которое,
кажется, подходило к любой ситуации:
– Мы зажигали фейерверки,
Мы зарабатывали деньги,
Квартиры брали в ипотеку
Подолгу делали ремонт.
– Мам, если бы ты заранее знала, чем закончится массовая вакцинация от хреновируса, но ничего не могла изменить, то что бы ты сделала? Отправилась искать Шамбалу, как когда-то хотела? Бросила свою мучительную работу?
– Заставила бы тебя закончить институт. Может, хоть так бы у тебя ума прибавилось.
И почему люди не мечтают свои мечты, а пытаются думать за других?
***
Я лежал в темноте и смотрел в потолок. Как и в детстве, он освещался
искусственными звёздами. Я щёлкнул пальцами, звёзды загорелись ярче –
можно читать бумажную книгу. Такое вот нехитрое волшебство. Очень полезное в нынешней ситуации. Мама испугалась того бреда, который я нёс, и отключила все электронные устройства, в том числе и умный дом.
Я думал о Симбе. Как она там, в черноте мёртвого телефона? Почему я не прощался с ней, когда выключал приложение? Если бы я смог увидеть её ещё раз, я был бы с ней не только вежливым, но и … а каким? Не знаю, я и сам не мог в себе разобраться. Если бы я смог увидеть её ещё раз!
– Что будет дальше? – спросил я её в нашу последнюю встречу. Она ответила:
– Мы как-то вышли на прогулку,
И там был, вроде, пруд пожарный.
Вдруг кто-то смотрит: водомерка.
И бросил камень. И попал.
Я сказал, что ничего не понял, а она не стала объяснять.
В рассказе использованы фрагменты стихотворения Дмитрия Легезы с разрешения автора.
P.S. Напоминаем, что участникам конкурса необходимо заполнить форму с личными данными, которую можно найти здесь.
Публикация рассказа на сайте не означает, что он вошел в шорт-лист.