Текст и фото: Александр Соловьев
Артем Рондарев, наверное, один из самых ярких российских исследователей популярной музыки, умеющий работать как в жанре критики, так и в академическом поле. Чего стоят хотя бы его переводы "Как «Битлз» уничтожили рок'н'ролл" Элайджи Уолда и "Абсолютная музыка. История идеи" Марка Бондса - едва ли не лучшие книги по music studies, выпущенные в России в последние годы.
Его последняя книга ("Эпоха распада"), к презентации которой и была, собственно, приурочена лекция, посвящена истории того, как ХХ век последовательно разрушал наши конвенции и представления о том, что такое музыка. Рондарев рассказал, как сперва в европейской традиции главенствовало пифагорейское представление о музыке как микрокосме мировой гармонии, затем сменившееся интерпретационным подходом, подразумевающим, что музыка - это своеобразный "язык души", который так или иначе встраивается в определенный нарратив. И обе эти идеи были разрушены Шёнбергом, предложившим совершенно иное, атональное строение музыки. Затем ХХ век последовательно стирал жанровые различия, различия между музыкальными и электронными инструментами, тональной и атональной музыкой, популярным и академическим, высоким и низким (собственно, именно это и дало название книге - "Эпоха распада").
Книга Ронадарева - пожалуй, единственный адекватный сегодня способ говорить о музыке - социология и интеллектуальная история, поскольку сама музыка, как, собственно, автор и показывает, от описания ускользает. Эта книга в яркой обложке и с броским названием, по сути, является сжатым введением в историю музыкальной теории последних ста лет и необходима к прочтению любому человеку, пытающемуся понять, как устроена современная музыка, но к чтению Дальхауса пока не готовому.