Текст и фото: Александр Соловьев
Серия масштабных биографических интервью "Счастливая жизнь", издаваемых компактными томиками в Редакции Елены Шубиной, открылась книгой о Теодоре Шанине, и совсем недавно продолжилась биографией Жоржа Нива.
Первый вопрос, возникающий у читателя - почему "счастливая жизнь"? Да и вообще возможна ли она в ХХ веке? Сам Архангельский считает, что счастье - это не отсутствие страданий, а возможность его преодоления, способность выйти из ада и остаться самим собой. К его героям - и Шанину, активисту, военному, коммунисту, социологу - и Нива, литературоведу, диссиденту, ветерану войны в Алжире - это относится в полной мере.
Кажется, подход Архангельского к истории ХХ века через устное, личное, субъективное - очень важен. На фоне усталости от больших объясняющих нарративов и концепций, в которых нет места человеку, особое значение приобретает именно камерная сосредоточенность на частной судьбе - отчасти об этом и книга Николая Эппле, о которой мы писали. Взгляд на одни и те же события ХХ века - хотя бы на студенческие революции 68-го года - с точки зрения левого социолога и консервативного кальвиниста - это, в некотором смысле, предложение спокойного и благожелательного разговора двух людей, которым есть что сказать друг другу. Серия Архангельского - это и есть, в некотором роде, отстаивание права на такого рода разговор. Если это нельзя назвать счастьем - то я и не знаю, что можно.
https://www.youtube.com/embed/ARO_MvwlJ9E