07.09.2020

ММКЯ-2020: что это было?

Подводим первые итоги Московской международной книжной ярмарки карантинного года

Текст: Михаил Визель

Фото: Константин Завражин/РГ

Пока дирекция ММКЯ обрабатывает статистику посещений, а коммерческие отделы участвовавших в ярмарке издательств подсчитывают выручку, обозначим не количественные, а качественные итоги ММКЯ-2020.

Первый и самый главный: она состоялась. В чем в июле и еще даже в августе не было уверенности. Да, в начале июня был проведён экспресс-фестиваль на Красной площади – скорее как концептуальный перформанс или, проще сказать, массовый психотерапевтический сеанс «не боимся коронавируса!». Но к сентябрю нас пугали второй волной и т.д. Волны так и не состоялось. А книжная ярмарка – состоялась. И даже накладываемые ограничения – такие, как вход по сеансам и расставленные на расстоянии друг от друга стулья в залах, боюсь сказать, придали комфорта. Хотя на встречах с топовыми авторами народ всё равно стоял толпами и выстраивался в длинные хвосты за автографами.

Второй и, как водится, не менее важный: из-за того, что привычный 75-й павильон ВДНХ по-прежнему содержится в состоянии «полевого госпиталя», ярмарка впервые прошла в Манеже. И это оказался тот самый случай, когда «пожар способствовал ей много к украшенью», говоря словами героя Грибоедова. Впрочем, Манежу к таким историям не привыкать. В 2004 году, когда после пожара от него остались одни наружные стены, чувствительная «общественность» боялась, что теперь здесь появится торговый центр с автостоянкой. Но нет: на месте крытой площадки XIX века для тренировки лошадей появился выставочный комплекс с пандусами, эскалаторами, вентиляцией и всем, что полагается современному выставочному залу. Который на этот раз оказался задействован по полной. И при этом надо прямо признать: добираться до него стало не просто гораздо удобнее, чем до обособленного городка ВДНХ, но это прямо-таки придало ярмарке новое качество, вознесло на новый уровень.

Руководитель Генеральной дирекции выставок и ярмарок Андрей Гельмиза крайне осторожен, давая прогноз, удастся ли ММКЯ «закрепиться» в этом авантажном месте, но явственно дает понять, что его такая перспектива не отвращает.

Напомним, что еще в декабре, до всякого коронавируса, тоже под самый кремлевский бок, в Гостиный Двор, переехала вторая крупнейшая книжная ярмарка – Нон-Фикшн. А на самой Красной площади, как мы помним, проходит третья, одноименная. Можно вздыхать о российской гиперцентрализации, но факт остаётся фактом: правило «чем ближе к Кремлю, тем ценнее» в России по-прежнему действует. Не верите – спросите у риелторов.

И третий, – как водится, самый важный: ММКЯ-2020 окончательно уравновесила в правах офлайн и онлайн. До 2020 года престижность и уровень выставки, конференции, ярмарки определялись тем, сколько и каких гостей ей удается залучить. А различные дистанционные телеметрические форматы считались халтурой и дешевкой и допускались только для спикеров ну уж самого высокого уровня.

Но после полугода тотальной дистанционки оказалось, что «всюду жизнь», в том числе – в зуме. И что бюджет не обязательно тратить на билеты и проживание для почётных гостей, если их просто можно подключить на полтора часа. Я сам вёл два реально-виртуальных круглых стола; один – с участием (одновременно!) спикеров из Милана, Болоньи, Миннесоты, другой – со спикерами из Лос-Анджелеса и Бристоля. И – если спикеры компетентны, а тема интересна, дискуссия прекрасно получается! Что уж говорить про презентацию с дистанционным участием любимца московской публики Фредерика Бегбедера, чей напор никакие технические проблемы не в состоянии удержать.

Онлайн-формат требует технической доводки и человеческой привычки спикеров и модераторов, но уже ясно, что он с нами навсегда. Как и электронные книги, аудиокниги, блогинг и социальные сети и многое другое, что недавно казалось невозможно представить, а оно – существует. И, как выясняется, не мешает традиционной книге, а дополняет и расширяет ее возможности.

Прямая речь

Андрей Гельмиза, директор Генеральной дирекции выставок и ярмарок

Ярмарка прошла очень быстро. Оставив ощущение какого-то безумного водоворота, который нас закружил. То, что после долгого перерыва издатели, авторы и читатели встретились на одной площадке – это было впечатляющее действие. Это было здорово.

Я не могу пока назвать конкретные цифры по посещаемости, но я могу сказать, что практически все физические возможности Манежа как площадки, с учетом ограничений, которые мы получили от Роспотребнадзора, мы использовали: у нас был практически максимум людей, которых мы могли принять на этой выставке.

Манеж – удобная современная площадка. Мы рады, что Департамент культуры правительства Москвы дал нам возможность быть здесь, мы грустим по площадке ВДНХ, потому что ярмарка была на ней тридцать лет. И я думаю, что мы дальше будем строить планы на следующий год, анализируя, что произошло.