02.10.2020
Материалы друзей

Чудики, чудовища, бунтари

О чем писал и что снимал бы Шукшин в наше время?

Кадр из фильма 'Печки-лавочки', снятого Шукшиным, 1972 г.
Кадр из фильма 'Печки-лавочки', снятого Шукшиным, 1972 г.

Текст и фото предоставлены в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Алтайская правда»

2 октября, в день смерти Шукшина, кажется уместным вспомнить опрос наших друзей из «Алтайской правды», проведенный ими в прошлом году. И хотя любые предположения и переносы во времени некорректны и условны, всегда интересно поразмышлять о творчестве великих, их месте в истории и продолжении во времени.

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России:

- Думаю, что в наше время творчество Василия Макаровича не изменилось бы сильно. Он продолжал бы писать — про родные алтайские края, про своих земляков, про русскую деревню. Наблюдал бы за изменениями в жизни – и с горечью и с радостью. Возможно бы, снимался и сам снимал кино – на эти же темы…

Татьяна Егорова, директор краевой библиотеки имени Шишкова:

- Мне кажется, Шукшин в любое время писал и снимал бы о том же: о народном характере, времени и человеке в этом времени, о людях с «изюминкой», которых иногда называют «не от мира сего», о том, о чем думают и молчат люди, чем они живут на самом деле. Да, «антураж», временной контекст произведений сейчас был бы иной, но он — лишь фон.

Павел Шумихин, депутат Алтайского краевого законодательного собрания:

- Василий Макарович раскрывал судьбы и характеры обычных людей своей эпохи. В основном, это люди труда. Трудно сказать, как изменилось бы творчество великого земляка. Возможно, перестал бы писать, а, вернее всего, продолжал черпать вдохновение в остросоциальных темах. Появились бы новые произведения о жителях и судьбах села, не исключено, что Василий Макарович отметил бы в своих произведениях непростое положение, в котором находится современное село. Это разруха, деградация, пьянство, отсутствие работы

Владислав Вакаев, депутат Алтайского краевого законодательного собрания:

- Сам Шукшин говорил: «Длинных песен не бывает». Чтобы песня стала по-настоящему щемящей, берущей за душу, она должна быть короткой. Не случайно все наши гении – Пушкин, Есенин, Высоцкий прожили недолгую жизнь. Относится к их числу и Василий Макарович, жизнь которого – большой роман, который мы можем оценить лишь после того, как он написан.

Но если все же представить, что он дожил до наших дней? Уверен, он бы не изменил себе. Василий Макарович был певцом и защитником российской деревни. Главные герои его произведений – простые люди, сельские труженики, носители той нравственности, которая всегда отличала русского человека. И то, что произошло с нашим селом в последние три десятилетия, думаю, вызвало бы у него настоящий шок. Учитывая, что Шукшин старался писать, снимать и говорить правду, он не стал бы молчать. И делал он это бы в своей хлесткой, остроумной, но в то же время очень глубокой манере. На страницах его произведений появились бы новые чудики и новые «герои», а наша жизнь подкинула бы много трагичных и комичных историй. Думаю, его взгляд все равно был бы оптимистичным. Потому что Шукшин верил в человека. В то, что чистое и светлое останутся в нем, несмотря ни на какие внешние обстоятельства.

Евгений Гимельфарб, бывший режиссер Алтайского краевого театра кукол:

- Что снимал и о чем писал? Увы, всё о том же! Последним чудаком на Алтае, желавшим изменить систему был Михаил Евдокимов. Его постигла та же участь, что и Шукшина. По одной из версий, Шукшин был убит в то время, когда он стоял на пороге осуществления наполнявшей его художественной идеи: фильм по его сценарию «Степан Разин». Долгие годы художнику не давали осуществить этот замысел, но удержать его было не возможно. Этот фильм был бы призывом к народному бунту.

Шукшин – художник из ряда русских писателей «Серебряного века». Исторически так сложилось, что слова «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя» принадлежат Ф.М.Достоевскому. Версия такая, что вроде бы Фёдор Михайлович сказал это в беседе с журналистом из Европы, что же, - порядочный человек не стал присваивать себе эту гениальную мысль, авторство он указал.

Очевидно, что глубина этой мысли в том, что Н.В. Гоголь в «Шинели» заложил всеобъемлющую тему России: маленький человек перед лицом чиновничества, о бесправии на Руси. Акакий Акакиевич личность странная, неоднозначная. Он по-своему талантлив, его талант проявляется в мире букв. Переписывание – его профессия, но он не расстаётся с буквами дома, придя из канцелярии после работы. Он этим живёт духовно. Такой чудак!

Чудаки – герои рассказов и сценариев В.М. Шукшина. Это люди не способные приспосабливаться к скучному механистическому бытованию, люди, не вписывающиеся в чиновничью систему, люди проживающие духовную жизнь, нет, не в религиозном дурмане, а по запросам души. Их загоняют в стойло, их судят, их убивают только за то, что они не такие, как все.

Татьяна Рогозина, композитор, автор и исполнитель песен, жена вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина:

- Шукшин бы сейчас писал о том, что мы стали какие-то более чёрствые и равнодушные, что никакими печками-лавочками нас не пронять, что деревня осиротела, обеднела и опустела… Но что только на простом мужике и простой его бабе держится Россия.

Про то, что чудики остались и что они теперь чуть ли не единственные носители морали в деревне, в обществе…

Что храмы восстанавливаются, но так медленно. Что бабки верующие поумирали, а молодёжь уже уехала, и восстанавливать особо некому…

Что нынешние венчаные браки зачастую менее крепкие, чем советские загсовые…

Что детки — с гаджетами, а картошку копать никому не охота…

Татьяна Козицина, бывший директор Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина:

- Я глубоко и серьезно занималась Шукшиным, когда училась в ассистентуре и аспирантуре ГИТИСА. Моя тема была «Речевые выразительные средства в современном советском театре» (на примере Шукшина, Распутина, Астафьева). Прошли годы. Мир и театр стали другими, а думки остались со мной. О Шукшине… Василий Макарович (для меня) – самая противоречивая личность… И большой бунтарь, внутри себя протестующий романтик. И не мог бы он сегодня жить в гармонии с действительностью… И об этом бы (если бы жил), писал со смехом и болью, понимая нашу ментальность… И чудики его трансформировались бы в чудовища. О чем бы не писал? Думаю, что о любви… Он никогда не тратился особо. Его судьба, на мой скромнейший лад, соткана из стремления перещелкнуть обстоятельства…

Анжелика Лукина, журналист, Москва:

- Думаю, Шукшин не изменил бы себе и сегодня. В стремительном вихре событий мы иногда забываем о человеке, о простом жителе дальних городов и сёл, о том, кого совсем не видно и не слышно, о простой русской душе. Василий Макарович как никто другой чувствовал её и мог показать в диалогах и мелочах, которые, прочитав один раз, запоминаешь на всю жизнь, а потом вспоминаешь, как какое-то родное, детское. Было бы любопытно почитать современного Шукшина, о чём сегодня думают люди из глубинки. Очень не хватает такого слога в современной литературе.

Наталья Клушина, профессор факультета журналистики МГУ:

- Тема осталась бы та же: жизнь простых людей, работяг, никак не офисных работников, ни коммерсантов. Глубинный народ, как сейчас говорят, никуда не делся, люди и их житейские проблемы, жизненные принципы, — все осталось, изменились только обстоятельства, но Шукшин писал не об обстоятельствах, а о характерах.

Владимир Токмаков, писатель, сотрудник телеканала Катунь 24:

- Я думаю, в наше время у Шукшина была бы такая же незавидная кинематографическая судьба, как и у многих сегодняшних «живых» классиков: Никиты Михалкова, Карена Шахназарова, Владимира Меньшова или недавно ушедших Станислава Говорухина, Алексея Германа-старшего. Что я имею ввиду? Нужно было бы искать деньги на свои некоммерческие фильмы, потом выслушивать упреки от продюсеров и спонсоров, о том, что «ваши фильмы не приносят прибыли», читать отзывы молодых критиков, что «мастер отстал от жизни, исписался и морально устарел». И не факт, доживи он до наших дней, что у него была бы такая многомиллионная публика как сейчас. Помните? «В России любят только мёртвых». Не думаю, что Василий Макарович подался бы снимать что-то в псевдонародном стиле типа сериала «Участок». А на Степана Разина (если там не будет сплошного Голливуда) или на своих сельских «чудиков» пришлось бы собирать деньги на площадках краудфандинга. Скорее всего, с нулевым результатом. И Василий Макарович снова бы умер от сердечного приступа. В общем, «гении умирают вовремя». И Пушкин, и Есенин, и Высоцкий, и Шукшин…

Константин Борнеман, историк, руководитель школы ораторского мастерства, Барнаул:

- Я думаю, что это были бы всё-таки проблемы современного села. Но учитывая, что Василию Макаровичу сейчас было бы много лет, думаю, что это были бы остросоциальные темы обесценивания труда простого русского человека. Или это были бы истории про современных чудиков, которые отринув всё, делали бы с любовью своё дело для общего блага других. И ещё мне кажется, что в его произведениях было бы много духовного, направленного на расцвет национального самопризнания.

Иса Закриев, журналист, писатель, г. Грозный:

- Шукшин жил болью своей земли и своего народа. Он нес эту боль сам, облегчая тяжкий груз другим людям, простым работягам. Как говорится, писатель, режиссер и актер «свой в доску», как и полагается истинному сибиряку. Честно говоря, мне сложно сказать, как бы он жил и о чем писал бы сегодня, будь он с нами. Уж слишком много боли в нынешней России… Незримая, порой и открытая, экспансия и с запада и с востока, пустеющие земли, березы с которых гладил Шукшин, брошенные деревни. В них жило и ими питалось творчество великого писателя, снобизм, от которой у Василия Макаровича была бы аллергия… Как это пережить тонкой душе «рубахи-парня» в прозе? Кажется, что чувствительные рецепторы сердца, которые оголяются только у избранных, не выдержали бы, сгорели бы. Потому что Шукшин писал бы правду…

Антон Понкрашев, политконсультант:

- О чём бы писал и снимал Шукшин, живи он в наше время? Хороший вопрос. Не думаю, что его современные рассказы и фильмы отличались бы от прошлых. Шукшин писал про вечные темы — про маленького человека, житейскую несправедливость, бытовые проблемы и настоящую жизнь. Например, его рассказ «Крепкий мужик» — это современная история про старинное здание купца Михайлова. А рассказ «Чудик» говорит сам за себя. Чудиков у нас и сегодня хватает.

По большому счёту, Шукшин уже всё про современность написал. Хотя допускаю, что Шукшин мог посвятить часть своего современного творчества урбанизации. Из сёл всё чаще уезжают в город. Зная любовь Василия Макаровича к родным Сросткам, он бы постарался снять ещё пару фильмом про любовь к малой родине. Допускаю, что Шукшин завёл бы канал на YouTube и в каждом новом выпуске рассказывал бы про Сростки и свою жизнь. Душевно бы получилось.

Василий Макарович Шукшин говорил с читателями и зрителями своих фильмом на одном языке, он понимал их, а они его. Не думаю, что он бы потерял эту связь со временем.

Галина Карасева, пенсионер, садовод:

- Мне почему-то кажется, что Василий с небес грустно сейчас смотрит на нашу жизнь да на свою семью – наша алтайская девица на всю страну говорит, что родила от его внука и что он такой-сякой. А бывшая жена живет с продюсером, который то ли выпил «Крот», то ли не выпил. У многих великих мастеров не очень великие потомки, к сожалению. Природа не просто отдыхает на них, а порой творит что попало… Слишком много сегодня фальши и пиара, и мало искренности, душевности и духовности. Вот Макарыч, будь жив, по мотивам своей семьи и снял бы кино…

Оригинальный материал: «Алтайская правда»