04.11.2020
Образование

Спасти Минина и Пожарского

День народного единства на уроках русского языка и литературы

Иллюстрация к пьесе Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» на хромолитографии И.Д. Сытина и ко. 1888 / онлайн-читать.рф
Иллюстрация к пьесе Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» на хромолитографии И.Д. Сытина и ко. 1888 / онлайн-читать.рф

Текст: Иван Родионов

Для того чтобы тот или иной праздник, уходящий корнями в историю, стал по-настоящему всенародным, необходима большая работа.

Выделим несколько важных составляющих такой работы.

Во-первых, в его основе должно лежать по-настоящему важное для страны и народа историческое событие. Это даже не обсуждается.

Во-вторых, желательно, чтобы это событие было ярко и талантливо отражено в отечественной культуре и искусстве – именно так, а не по указке сверху, и происходит "легитимизация" важной исторической даты в национальном сознании.

Наконец, в этом деле велика роль общеобразовательных учреждений: объяснению важности праздника ребёнку должно уделяться особое внимание. Ребёнок, с малых лет понимающий значимость праздника и знающий его историю, будет нести его в себе всю жизнь. А взрослый, состоявшийся человек постоянно занят, порою скептически настроен и, наконец, его картина мира, как и его видение истории, во многом уже сложились - в том самом детстве.

День народного единства - праздник молодой. Ему всего 15 лет, и создан он был отчасти для того, чтобы восполнить лакуну, образовавшуюся на месте Дня Великой Октябрьской социалистической революции, упразднённого в 1991 году. К слову, в 1933 году (то есть спустя пятнадцать лет после Октября), Советы свой полностью отладили. Парады, газетные славословия и памятные знаки, пожалуй, дело второе, а вот то, что в школе каждый ученик знал и чтил эту годовщину, а в литературе уже был создан мощный Канон – это факт.

"Двенадцать" Блока, "Владимир Ильич Ленин" Маяковского – всё это уже было написано и приходилось в школе.

Разумеется, нет никаких проблем с 9 мая. Великая Отечественная война – самое трагическое событие в жизни нашего народа. В школах подвигам нашего народа посвящено множество мероприятий, а шедевров литературы на тему войны очень и очень много.

Думается, если б государство решило сделать всенародным праздником день Бородинского сражения или Полтавской битвы, всё было проще - за этими праздниками стоит столь мощная "поддержка" наших классиков (от Пушкина и Лермонтова до Льва Толстого), что никаких вопросов точно не возникло бы.

С Днём народного единства, увы, всё обстоит несколько не так.

Конечно, Министерство образования ратует за освещение этого праздника в школах. В новых экспериментальных учебниках – по русскому родному языку и родной литературе - тоже есть кое-что. Имеются и сценарии школьных праздников и классных часов.

Но в то же время, например, нет ни одной внятной методики на эту тему. Даже хрестоматии соответствующей, увы, нет.

А что в неё можно включить, кстати?

Найти сложно, но можно.

Если мы говорим о литературе о Великой Отечественной, мы имеем в виду книги, посвящённые всему периоду 1941-1945 года. Целиком. Если мы говорим о дне, когда русское ополчение изгнало польских интервентов из Москвы, мы не можем не упомянуть предшествующие события – Смутное время.

У нас есть великий "Борис Годунов" Александра Сергеевича Пушкина. Есть пьеса "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского. О последующих событиях рассказывают роман М. Н. Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году". Одна из самых популярных книг в XIX веке, между прочим. Есть ещё одна пьеса Островского - "Козьма Захарьич Минин-Сухорук". Наконец, есть множество классических стихотворений о Смуте, например, дума Рылеева "Иван Сусанин" (входившая, кстати, в учебник по литературе Бунеева за 8 класс - он уже несколько лет не входит в перечень учебников, одобренных Министерством образования).

Заметим, что почти все вышеперечисленные произведения в нынешнюю программу не входят.

Что делать? Есть же такой замечательный полупредмет-полуфакультатив - внеклассное чтение. Он хорош вольной, творческой формой - можно разыгрывать сценки, составлять кроссворды, дискутировать. Внеклассное чтение и было придумано для подобных случаев.

Дело за малым - отладить процесс изучения истоков Дня народного единства в школе. Конечно, сложностей много - пандемия, экзамены, съедающие часть учебного времени, большая загруженность как школьников, так и учителей... Но справиться можно. Дело-то важное.

А великая русская литература нам в этом поможет.