23.11.2020
Публикации

В Донецке создали аромат, посвященный Зинаиде Гиппиус

В Донецком художественном музее презентовали проект «GippiuS», включающий посвященные Зинаиде Николаевне духи и портрет, написанный художником из шахтерской столицы

Душистый эквивалент «характера и образа» Гиппиус дончанин Сергей Ярошевич решил собрать из компонентов, описанных в ее произведениях  / страница Сергея Ярошевича в социальных сетях «ВКонтакте»
Душистый эквивалент «характера и образа» Гиппиус дончанин Сергей Ярошевич решил собрать из компонентов, описанных в ее произведениях / страница Сергея Ярошевича в социальных сетях «ВКонтакте»

Текст: Иван Волосюк

Осень Гиппиус

Зинаиду Гиппиус можно назвать осенним поэтом – её появление на свет и уход из нашего мира связаны именно с этим временем года. Не случайно же в стихотворении «Осень» в 1895 году она написала о последних тенях и последних волнениях «пред отдыхом вечным».

9 сентября 2020 года исполнилось 75-лет с момента смерти яркой представительницы Серебряного века, а 20 ноября – 151 год со дня её рождения. Между этими двумя отметками на календаре уместилось событие, связанное с Гиппиус и с Донецком. А кому, как не мне, «донецкому обозревателю», рассказать о нём читателям «Года литературы».

Любимый парфюм Гиппиус: трудности самоопределения

Аромат духов, которые любила вдова императора Александра III Мария Фёдоровна, знает каждый житель постсоветского пространства. Как известно, в СССР «Любимый букет императрицы» перекрасился в «Красную Москву», и, так сказать, «пошёл в народ». С парфюмом Гиппиус всё сложнее. Если верить Интернету, Гиппиус, испытывавшая слабость к туберозе и фиалкам, ценила изысканный «Fleur Qui Meurt от Guerlain»,созданный Жаком Герленом в 1901 году.

А на сайте отзывов о парфюмерной продукции «Духами Зинаиды Гиппиус» названы современные московские духи «Кузнецкий мост» от фабрики «Новая Зоря» (той самой, которая выпускала миллионными партиями императорско-коммунистическую «Красную Москву»). Композицию «Кузнецкого моста» составляют ноты бергамота, апельсина, иланг-иланга, кориандра, ландыша, дубового моха, амбра и листа табака. Как видим, фиалки в этом наборе нет, так что связь с Гиппиус здесь скорее ассоциативная. Автор рецензии на духи посчитал, что они подходят девушке, предпочитающей короткую стрижку и мужские вещи в качестве главных элементов своего образа. («В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе - я больше мужчина», - писала о себе Гиппиус).

Он с именем этим ложится и с именем этим встает

Не думаю, что у обывателя возникает вопрос, возможно ли с помощью сочетания запахов «воссоздать атмосферу декаданса». А вот дончанин Сергей Ярошевич, заявивший о себе как о «парфюмерном художнике», такую задачу разрешить попытался. В начале осени в Донецком художественном музее презентовали проект «GippiuS», включающий посвященные Зинаиде Николаевне духи и портрет, написанный художником из шахтерской столицы Павлом Сушинским.

Сергей Ярошевич - выпускник истфака Донецкого университета, к идее собственной ароматической композиции шел много лет, представив её публике в 2013 году.

Душистый эквивалент «характера и образа» Гиппиус он решил собрать из компонентов, описанных в ее произведениях.«GippiuS» - это сочетание мяты, полыни, гвоздики, герани, эвкалипта, майорана, апельсинных цветов, гардении, иланг-иланга, мяты, бергамота, белого мускуса и многих других нот.

Чтобы доказать, что появлению духов предшествовала исследовательская работа, приведем пару цитат из поэтического наследия Гиппиус:

  • Поверьте, встречи нет случайной, -
  • Как мало их средь суеты!
  • И наша встреча дышит тайной,
  • Как апельсинные цветы.
  • («Апельсинные цветы»)
  • Твоё холодное кипенье
  • Страшней бездвижности пустынь.
  • Твоё дыханье ‒ смерть и тленье,
  • А воды ‒ горькая полынь.
  • («Петербург»)

Зинаида Гиппиус в статье «Современное искусство» пишет о художниках, осознавших, что «место искусству не только на полотне или в мраморе», высказываясь в пользу того, чтобы «красота сопровождала Вас повсюду, чтобы она обнимала вас, когда вы встаете, ложитесь, работаете, одеваетесь, любите, мечтаете или обедаете».

Остается надеяться, что возникший в сердце Донбасса «GippiuS» - не исключительно коммерческое начинание, но попытка претворить в жизнь этот принцип слияния обыкновенной жизни и красоты.

Помнится, Осип Мандельштам, как бы предчувствуя ХХ век, век торжества массового/тиражного искусства, упрекал символистов за то, что они так громко кричали о «несказанном», что это «несказанное» пошло по рукам, как бумажные деньги. Но плотина, защищающая «высокое», всё-таки не устояла под напором «низкого». Это привело к смешению всего со всем, к постмодернизму и времени, в котором живем мы с вами.

И если Уорхолу позволительно назвать произведением искусства покрытую серебряной краской бутылку кока-колы, то нет причин отказывать в праве и разливать искусство по хрустальным флаконам.