Текст: Наталья Лебедева/РГ
Величайшими поэтами всех времен и народов россияне считают Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Сергея Есенина. Поэтические вкусы изучил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Оспаривать лидирующие позиции Пушкина не решился никто. Каждый третий именно его называет своим самым любимым поэтом, а 39 процентов опрошенных не задумываясь присудили ему звание одного из самых великих поэтов мира. Видя такое единодушие, не хочется вдаваться в подробности и рассуждать о том, почему называли именно Пушкина, то ли потому, что действительно читали, знают и любят, то ли потому, что он «наше все» и не суметь процитировать пары строк как-то неловко.
«Я помню чудное мгновенье…» Вы же помните эти слова? И как 89 процентов опрошенных безошибочно назовете их автора. Но вот еще один повод задуматься – молодые россияне в возрасте 18-24 лет реже давали правильный ответ. Ошиблись 17 процентов.
На второй строчке рейтинга поэтов с 20 процентов голосов – хулиган с невероятным талантом Сергей Есенин. Следом за ним с небольшим отставанием идет Михаил Лермонтов. Компанию самым великим составили Владимир Маяковский и Анна Ахматова (7%).
Владимир Маяковский, не попавший в тройку лидеров, мог бы гордиться тем, что его читает и знает подрастающее поколение, такое же бунтующее и неспокойное и готовое вслед за поэтом повторять: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были?». А у старшего поколения, видимо, другие кумиры, раз они приписывали авторство этих строк даже Сент-Экзюпери и Лермонтову. А почти 70 процентов по-честному затруднились ответить.
Чуть больше повезло Александру Блоку. То, что именно он написал «Ночь, улица, фонарь, аптека…», знают 28 процентов россиян.
Известное четверостишье Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью.../ Отчего ты сегодня бледна?” — Оттого что я терпкой печалью/ Напоила его допьяна» определил каждый десятый. Но чаще эти строки россияне относили перу Сергея Есенина (19 процентов).
Зато каждый пятый безошибочно назвал имя творца строк: «Ты течешь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание. Ты — и радость моя, и моя беда». Булата Окуджаву сложно с кем-то спутать, хотя и пытались. Например, с Ахматовой.