26.04.2021
Библионочь

«Ночь в Венеции»

Российская национальная библиотека посвятила ежегодную акцию Альдо Мануцию

Фото: Сергей Николаев
Фото: Сергей Николаев

Текст: Мария Голубкова, Санкт-Петербург

Каждый, кто любит читать книги не в библиотеке, а в дороге, за столом или на пляже, должен сказать большое спасибо Альдо Мануцию из Венеции. Потому что именно он изобрел формат «покетбук». А еще Альдо первым начал использовать шрифт курсив, ставить издательское клеймо и рассылать каталоги с ценами. И книги его издательства – «альдины» – до сих пор считаются шедеврами книгопечатания.

Узнать обо всем этом и даже подержать уникальные альдины в руках можно было в рамках акции «Библионочь». Попасть на экскурсию, тематически связанную с 1600-летним юбилеем Венеции и ее вкладом в книжную традицию Европы и мира, можно было только по записи – за один вечер залы Главного здания Российской национальной библиотеки на площади Островского, знаменитой «Публички» (ранее Императорская публичная библиотека, затем Государственная публичная библиотека) посетили 560 человек. Корреспондент «РГ» прошла с одной из групп весь маршрут и не заметила, как пролетели два часа.

Экскурсия начинается в залах русского фонда, здесь можно было увидеть и подержать в руках старинные путеводители по Венеции. В отделе эстампов на выставке «Жемчужина Италии» (так часто называют этот город) представлены редкие гравюры XVII–XVIII веков, литографии, фототипии и фотографии XIX века, запечатлевшие облик Венеции, книги с историческими и литературными сюжетами о Венеции, даже русские лубочные картинки и иллюстрации к пьесе Шекспира, ведь у него есть «Венецианский купец»!

Книги о Венеции есть и в составе известнейшей библиотеки Вольтера, приобретенной Екатериной Второй. Из семи тысяч томов 137 – на итальянском языке. Разумеется, есть издание «Божественной комедии» Данте Алигьери, книги по истории «Южной Пальмиры» – с пометками, сделанными рукой Вольтера. Французского историка и просветителя очень интересовало устройство Венецианской еспублики, ее опыт он обобщил в своей книге «Республиканские идеи», а затем рассуждал в своем наиболее зрелом историческом труде «Опыт о нравах и духе народов». Для нас, живущих в России и уж тем более в Северной Пальмире, особый интерес может представлять труд Вольтера «Жизнь Петра» – о первом российском императоре.

Финальная точка экскурсии – отдел редких книг. Его сердце – Кабинет Фауста, или Готическая зала. Это помещение меблировано и обустроено в духе европейской монастырской кельи XV века. Название связано не с героем Гете, как можно подумать, а созвучно имени Иоганна Фуста – одного из первых немецких книгопечатников.

В Кабинете Фауста собраны книги, изданные до 1501 года, издания Фуста тоже есть. Некоторые фолианты прикованы к полкам цепями – в Средние века книги были большой ценностью и сами по себе, и за счет драгоценных переплетов, хозяева старались защитить их от воров любыми средствами. Электрическое освещение в этом средневековом интерьере появилось только после Великой Отечественной войны, когда сильно пострадавшее от бомбежки помещение восстанавливали (книги в это время находились в эвакуации). Раньше с инкунабулами работали только в течение светового дня, «чтобы книгам было удобно», как поясняют библиотекари.

В отделе редких книг сегодня хранится 980 альдин, их собрание было выделено как особо ценное еще в середине XIX века.

Самая большая коллекция – в библиотеке Конгресса США, рассказывает сотрудник отдела редких книг Игорь Прохоренков, но в данном случае количество не переходит в качество. А в Петербурге хранятся по преимуществу первоклассные экземпляры, либо сохранившие свой первоначальный пергаменный или кожаный переплет (в ряде случаев это датированные переплеты XVI–XVII веков), либо переплетенные в библиофильские сафьяновые переплеты XIX века.

Создавая типографию, Альдо Мануцио собирался печатать только тексты древних греческих и римских авторов, ведь эпоха Ренессанса берет за образец античное искусство. Однако в 1499 году он издает книгу, загадка которой остается неразгаданной вот уже более пяти веков. «Сон Полифила» – полное название «Любовное борение во сне Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное, как сон, а также упоминаются многие другие, весьма достойные знания предметы» – приписывают Франческо Колонне, но у ряда исследователей есть сомнения по этому поводу. Авторство приписывают в том числе знаменитому Лоренцо Медичи. Это произведение стало единственной книгой с картинками, которая вышла из типографии Альдо, и единственным современным произведением, которое там напечатали. На русский язык оно ни разу не переводилось, сейчас готовится первое издание. А в Публичной библиотеке роману-шифру, или «археологически-мифологическому роману», посвящена целая выставка «Сон Полифила, увиденный после чтения книг, изданных Альдо Мануцио в Венеции и хранящихся в сокровищницах Отдела редких книг». Увидеть ее можно до 25 мая.