25.05.2021
Год ЕГЭратуры

Как быстро решить «тестовую» часть ЕГЭ по литературе

Несколько лайфхаков по выполнению тестовых заданий ЕГЭ по литературе

Как и в ЕГЭ по русскому языку, так и в ЕГЭ по литературе есть свои секреты успеха. Конечно, нужно знать всю теорию и желательно прочитать весь кодификатор, дополнив его еще некоторыми поэтами и прозаиками. Но самое главное - не терять времени и делать все четко и быстро, чтобы большую часть отведенного для экзамена времени посвятить написанию сочинений.

За неделю до экзамена мы не будем пересказывать вам всю русскую литературу с момента ее зарождения, но мы можем поделиться некоторыми лайфхаками, которые помогут вам быстро прорешать "тестовую" часть экзамена, сэкономить время и использовать свои же ответы для анализа при написании сочинения.

Предлагаем сделать несколько упражнений, отталкиваясь от того метода, который изложен в видеоуроке.

Упражнение 1: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и название произведения.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Задание 1.

В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».

Задание 2.

Говоря о читательской публике, автор замечает, что «она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». Как называется данный приём, усиливающий смысл высказывания?

Задание 3.

Одна из фраз предисловия завершается вопросом: «…отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» Как называются подобные вопросы, заключающие в себе скрытое утверждение?

Задание 4.

Установите соответствие между тремя персонажами «Героя нашего времени», имеющими определённое отношение к главному герою, и их действиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПерсонажиДействия
А) Максим Максимыч1) заключит с Печориным необычное пари
Б) Грушницкий2) выступит секундантом Печорина на дуэли
В) Вулич3) организует заговор против Печорина

4) вынужденно примирится с похищением Бэлы

Задание 5.

В предисловии к «Герою нашего времени» позиция автора противопоставлена мнению читающей публики. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?

Задание 6.

Данное предисловие является неотъемлемой частью «Героя нашего времени». Как называется общая структура произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

Задание 7.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Хронология событий, описанных в «Герое нашего времени», нарушена. Поэтому ___________ романа строится не по хронологическому принципу. Печорин — фигура неоднозначная, не принятая и не понятая в обществе. Таких героев, как Печорин, Онегин, Чацкий, называют «_________» людьми.

Ответы:

  1. роман
  2. повтор
  3. риторический
  4. 413
  5. антитеза (или контраст)
  6. сюжет
  7. сюжет, лишними

Упражнение 2: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и год создания стихотворения:

Анна Ахматова, 1917

Задание 10.

Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).

Задание 11.

Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?

Задание 12.

Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух)?

Задание 13.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.

  • 1) гипербола
  • 2) эпитет
  • 3) оксюморон
  • 4) метафора
  • 5) инверсия

Задание 14.

Каким размером написано стихотворение А. А. Ахматовой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?

Первая строчка: "...Мне голос был. Он звал утешно"

Ответы:

  • 10. эпитет
  • 11. анафора
  • 12. аллитерация (или звукопись)
  • 13. 245
  • 14. ямб

Как видим, для выполнения тестовой части нет необходимости читать текст, зато, выполнив тест, уже заранее известно, на что обратить внимание при подробном чтении фрагмента/лирического произведения, чтобы написать сочинение-анализ, а не рассуждение или тем более не пересказ.