24.07.2021
Кино и литература

Берег – это чья-то тюрьма

Почему "Время" Шьямалана – неудачная экранизация комикса

Кадр из  фильма «Время» М. Найта Шьямалана / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Время» М. Найта Шьямалана / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Как всем хорошо известно, фильмы М. Найта Шьямалана образуют отдельный жанр со своими незыблемыми законами. В соответствии с ними в течение почти всей ленты творится что-то непонятное, а незадолго перед финальными титрами – вот это поворот! – выясняется некое обстоятельство, дающее всему какое-нибудь замысловатое объяснение, как правило – не слишком правдоподобное. Новая работа М. Найта «Время» - как раз вот такая.

Основано «Время» (в оригинале – Old) на французском комиксе, то есть, простите, на «графическом романе» «Замок из песка». Его авторы Фредерик Питерс и Пьер Оскар Леви сочинили и нарисовали (то есть один сочинил, а второй нарисовал, но кому это интересно) - довольно, надо сказать, небрежно - не шибко захватывающую историю про пляж-убийцу. Есть, значит, такой пляж, на котором если уж оказался, покинуть его не сможешь. Но ещё хуже то, что время там течёт иначе – люди старятся настолько стремительно, что малый ребёнок примерно через сутки станет глубоким стариком, стоящим одной ногой в могиле.

Шьямалан, как и ожидалось, воспользовался комиксом как сырьём и "присобачил" к нему свою фирменную «ошеломительную» концовку. У картин М. Найта всегда как с тем динозавром из анекдота – пятьдесят на пятьдесят: или финальный твист, ради которого всё затевалось, спасёт ситуацию, или, наоборот, не спасёт. А то и усугубит.

Как вы догадались, в случае со «Временем» мы, увы, наблюдаем последний вариант. Потому что предложенная кинематографистом трактовка происходящего, хотя и озвучивается в комиксе в общих чертах в качестве одной из версий одним из персонажей, не просто смехотворна и тенденциозна, но ещё и до крайности противоречива. Не отвечая на ряд существенных вопросов, она умудряется наплодить кучку новых, так что даже глуповатая, но многозначительная, с претензией на притчевость недосказанность первоисточника на этом фоне смотрится выгодно.

Общая концептуально-смысловая беспомощность «Времени» лишь высвечивает частные художественные недостатки, будь то далеко не лучшая актёрская игра, никакущие персонажи (кроме, пожалуй, одного – да и тот перекочевал из комикса, так что заслуга Найта невелика), ненужные детали, а также детали, не вписывающиеся в то, что здесь заменяет внутреннюю логику.

Ну а хуже всего то, что Шьямалан решил это во всех отношениях прескверное произведение посвятить Андрею Тарковскому, спорадически суетливо тщась подражать русскому гению. «Вдохновляться Тарковским» сегодня вообще модно – кажется, этого не делают только авторы сериалов НТВ (хотя и тут нет полной уверенности) и те, кто с такой же комичной амбициозностью «вдохновляется Кубриком». Куда правдивее звучит в том же интервью сделанное признание режиссёра в том, что на него повлияла «Сумеречная зона» - именно как её эпизод, только безбожно растянутый и откровенно неудачный, «Время» и выглядит.