10.02.2022
Материалы друзей

Многодетные немцы, корабль правды и пропавшая кукла

Три книги о светлых и темных сторонах материнства: «Овечки в тепле» Анке Штеллинг, «Семейный круиз» Аманды Эйр Уорд и «Незнакомая дочь» Элены Ферранте

Обложки с сайтов издательств
Обложки с сайтов издательств

Текст: Кристина Куплевацкая

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Красный север» (Салехард).

Этот обзор посвящен книгам, в которых женщины размышляют о своем родительстве – вернее, о его светлых и темных сторонах.

Анке Штеллинг. «Овечки в тепле»

Пер. с нем. Набатниковой Татьяны - Казахстан, 2020

Анке Штеллинг – немецкая писательница и сценаристка, обладательница нескольких национальных премий за художественные произведения в области театрального мастерства.

В своем творчестве Штеллинг рассказывает о представителях современного немецкого среднего класса. Также писательница исследует тему женской несвободы: в частности, то, насколько амбивалентно материнство. Как много счастья оно приносит, но как сильно при этом урезает возможности женщины реализовать себя в других сферах.

«Овечки в тепле» – роман, отмеченный премией Лейпцигской книжной ярмарки, – как раз об этом. По сути, перед нами длинный монолог главной героини Рези, обращенный к ее старшей дочери.

С первых страниц читатель ощущает дискомфорт: ясно, что жизнь Рези устроена не лучшим образом. Они с мужем – люди творческих профессий, писательница и архитектор; заработки ситуативны, да еще и супруг предпочитает отстраняться от воспитания детей, хоть и отводит их каждое утро в сад и школу. Детей у Рези четверо, и все они пока в том возрасте, когда требуют к себе много внимания. Вишенкой на торте становится известие о том, что они больше не могут жить в квартире, которую арендуют. То есть совсем скоро семья буквально окажется на улице. Как так получилось?

Дело в том, что Рези долгое время была частью дружной компании, с которой сохранила теплые отношения еще со школы. По крайней мере, всем так казалось. А потом Рези по заказу журнала написала статью о современных кондоминиумах в центре Берлина, раскритиковав как архитектурные решения, так и идею в целом. Всё бы ничего, но героиня прекрасно знала, что вся ее компания как раз переезжает в такой дом... Эта статья, кажется, обидела всех, а кого-то даже привела в ярость: один из бывших теперь уже друзей героини, например, разорвал договор аренды, который был оформлен на него.

Почему Рези не подумала о последствиях? Почему она не может свободно высказывать свое мнение? И почему они с мужем были так безответственны, что родили четверых детей, не имея возможности хорошо их обеспечивать? Всё это – и многое другое – Рези пытается объяснить своей старшей дочери и самой себе.

«Это не ошибка - родить детей. Ошибка - считать, что из этого должны следовать вполне определённые дальнейшие шаги».

Аманда Эйр Уорд. «Семейный круиз»

Пер. с англ. Светланы Чулковой - М.: Inspiria, 2021

Роман американской писательницы несколько недель держался в топе бестселлеров The New York Times, многие издания назвали его лучшей книгой для пляжного отдыха, а книжный клуб Риз Уизерспун рекомендовал «Семейный круиз» для обязательного чтения. Идеей для романа послужила поездка Аманды Эйр Уорд с семьей на круизном лайнере, поэтому по части достоверности и описаний достопримечательностей Европы претензий у вас точно не возникнет.

В центре сюжета – 71-летняя Шарлотта. Героиня живет одна, а недавно еще и похоронила лучшую подругу. Дни ее однообразны, вечера утомительны, поэтому женщина легко откликается на объявление о конкурсе от одной из туристических фирм. Участники должны написать рассказ на свободную тему, победитель получит билет на круизный лайнер для всей семьи. Шарлотта с юности не была в Европе, да и троих своих детей давно не видела. Она надеется победить – и конечно побеждает.

Только вот уже на трапе роскошного судна «Сплендидо марвелозо» понятно, что круиз будет немного сложнее, чем грезилось Шарлотте. Она-то была уверена, что дети ее благополучно устроились в жизни и вполне счастливы, но у каждого из них оказывается достаточно бед и печалей. «В семье Перкинс не было принято делиться проблемами. Все двигались только вперёд, делая вид, что всё прекрасно».

Старшая дочь так и не стала выдающейся актрисой, да еще и рассталась с любимым мужчиной из-за нежелания лечить свою депрессию. Но все это она, конечно, скрывает от родственников. Кроме того, у них с матерью есть общая тайна, касающаяся смерти отца семейства.

Корд, средний ребенок, тоже прихватил для шкафа в своей каюте пару скелетов. Он очень благополучен финансово, но неуверен в себе, из-за чего потихоньку спивается. Но главная его проблема в том, что он не знает, как рассказать семье о предстоящей свадьбе: ведь сестры и мать, скорее всего, не одобрят его выбор.

У младшей дочери Шарлотты, Реган, и вовсе рушится жизнь. Ее внешне благополучный брак прогнил изнутри – и хотя супруг Реган сопровождает ее в путешествии, понятно, что любви в паре давно нет. Зато есть две дочери. Возможно, только ради них Реган сохраняет фальшивую семью и отказывает себе в возможности стать счастливой?

Как видите, семейке Перкинс предстоит не только морское путешествие по Средиземному морю, но и долгая дорога друг к другу.

Элена Ферранте. «Незнакомая дочь»

Пер. с ит. Елены Тарусиной - М.: Corpus, 2020

Имя Элены Ферранте, кажется, знают даже те, кто совсем не читает книг. После оглушительного успеха «неаполитанского квартета» писательницу даже включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии Time. И это при том, что никто до сих пор не знает, кто это и действительно ли этого человека зовут Элена Ферранте? Кстати, популярна она не только у читателей, но и у зрителей: романы Ферранте охотно экранизируют. Про сериал «Моя гениальная подруга» вы наверняка слышали – а не так давно вышел еще и фильм по книге «Незнакомая дочь» с Оливией Колман в главной роли.

По сюжету главная героиня, профессор итальянского университета, перед началом семестра решает отдохнуть у моря. Бросает в автомобиль книги, уезжает в небольшой городишко на Ионическом берегу – а в итоге совершает путешествие в свое прошлое, чтобы проанализировать не самые простые отношения с дочерьми. Сейчас-то девочки уже выросли, живут от матери за тридевять земель и, кажется, всем довольны. Но героиня все никак не может перестать анализировать свое материнство и то терзается чувством вины, то злится: ведь дети часто меняют судьбу родителей не в лучшую сторону.

«Я чувствовала себя глубоко несчастной. У меня возникло впечатление, будто я рассеиваюсь в воздухе, будто я горстка пыли, которую весь день гоняет ветер, и сейчас я бесформенным облачком вишу в пустоте».

Погружение в пучину рефлексии начинается с казалось бы пасторальной картинки: солнечным днем на пляже героиня замечает молодую женщину с маленькой девочкой. Мать и дочь играют с куклой, они поглощены друг другом и ни на минуту не расстаются. Как же случилось, что наблюдение за столь умилительной сценой приводит героиню к череде необдуманных поступков, включая кражу? Как обычно, Элена Ферранте проводит читателя по самым темным уголкам человеческой души, не забывая при этом удивлять поворотами сюжета.

Оригинальный материал: «Красный север»