Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург
Евгений Серзин выпустил «Дядю Ваню» в театре «Приют комедианта». Это его режиссерский дебют. (Серзин – актер, играет в петербургском «Невидимом театре», снимается в кино, музыкант, пишет музыку, в том числе для спектаклей. Младший брат режиссера и актера Семена Серзина). В чем актуальность пьесы, написанной более 120 лет назад?
- В первую очередь мне было важно работать с материалом, который меня трогает, и «Дядя Ваня» мне кажется пьесой современной. Может, прозвучит банально, но темы, которые поднимает Чехов, всегда будут актуальными, - считает Евгений Серзин. - Люди пытаются переосмыслить жизнь в момент, когда им кажется, что она прожита зря. Какие процессы в них происходят? В разные этапы нашего бытия мы все сталкиваемся с этим. А еще мне было важно выбрать автора, которому я могу абсолютно доверять. И найти ответы на те вопросы, которые мне непонятны. Это материал, до которого мне нужно расти - вместе с артистами, работая над этим спектаклем.
Роман Габриа, главный режиссер театра «Мастерская», ученик Григория Козлова, поставил в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской спектакль по пьесе «Дядя Ваня», который назвал «Моя дорогая Hélène»: «Мне хотелось взглянуть на пьесу не по-новому, а под другим углом зрения. И свой интерес я сместил непосредственно с дяди Вани на Елену, супругу Александра Серебрякова. Женщина – глубоко интересное создание, ее мир загадочен, и мне очень любопытно исследовать, что происходит внутри и в душе женщины в разные периоды жизни. Это никак не противоречит пьесе: я ничего не менял - ни порядок сцен, ни происходящую фабулу».
Режиссер - в роли наблюдателя за «сценами из загородной жизни». В роли Елены Андреевны – актриса Елизавета Фалилеева.
- Мне хотелось раскрыть всех персонажей пьесы. Их объединяет общая тема – размышление над смыслом жизни. Все герои находятся на распутье, задаются одними вопросами – как им жить дальше, как из этой точки (ситуации) двигаться в будущее. Очень интересно наблюдать, какие изменения происходят с каждым из них, - мнение Серзина.
Герои не удовлетворены жизнью. Так было во времена Чехова, так и сегодня. В спектакле Серзина – самовар и салфеточки, звучит «Беловежская Пуща» в исполнении ВИА «Песняры», в спектакле Габриа - песня «Поворот» группы «Машина времени». В Комиссаржевке у Сони, дочери профессора Серебрякова, пижама с Микки-Маусом, джинсовая куртка. Елена носит контактные линзы. В разговоре упоминается Яндекс. На стене – ТВ-плазма, идет то фильм Феллини, то видим прекрасный подводный мир с рыбками… Наши дни? У Астрова, которого играет в спектакле Серзина Павел Чинарев, в руках кассетный магнитофон. Время действия - ХХ век?
- У меня не было задачи привязать спектакль к какому-то времени. Когда я попадал в наши деревни, то терялся во времени. Если бы не современные телефоны, можно было представить 70-е, 80-е, иногда – 90-е. У нас, возможно, ХХ век, до 1970-х, - разъяснил режиссер.
Тем временем
- Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина объявил о премьере 30 марта «Дяди Вани». Режиссер – Павел Зобнин, ученик Сергея Женовача.