30.04.2022
В этот день родились

"Вынул правду о времени". Вспоминая Лихоносова

30 апреля 2022 года мы впервые отмечаем день рождения русского писателя, публициста, педагога, члена Высшего творческого совета при правлении Союза писателей России Виктора Ивановича Лихоносова (1936–2021) без него самого

orthodoxmoscow.ru
orthodoxmoscow.ru

Текст: Людмила Филина

  • «Время необратимо»
  • /из философского словаря/

Необратимо! Вот что важно помнить.

Ницше высказывает мнение, что «искусство <...> плетёт связующую нить между различными эпохами». Сообщает мысль, что художник чуток «к ощущениям прошедших эпох». Интересно мне его утверждение: быть «мостами к отдалённейшим временам и представлениям». Разделяю его мнение, что художник «согревает их у своего сердца».

Всё это соотносится с писателем Виктором Ивановичем Лихоносовым. У него много повестей и рассказов-путешествий. Причём это путешествие и во времени, и в пространстве.

«Будем же вспоминать! – приглашает настойчиво Лихоносов. И тут же сомневается: – А нужно ли вообще оборачиваться так далеко назад?»

– Да, нужно, дорогой наш «певец земли кубанской»! Не одну душу Вы растревожили, Виктор Иванович.

Пристыжённо думаю, как же случилось, что пришлый человек, Виктор Лихоносов, всей душой проникся к истории казачества Кубани, каждым именем дорожит, будь то атаман или простой казак. А я – казачка седьмого колена – и пальцем не пошевельнула...

Лихоносов обеспокоен тем, что наше поколение утрачивает свои национальные традиции. Да с кого спрашивать: за расказачивание, за запрет кубанской балачки – родного языка казаков? Калёным железом вытравлялись традиции.

Много времени ходил Лихоносов по казачьим хатам, признавался: «Многие отказывались говорить, относясь очень подозрительно к желанию услышать что-нибудь про «старовыну». Доходило до того, что решительно заявляли: ничего не скажут, забыли, не знают. Советская идеология воспитала комплекс вины у родственников казаков перед простым народом России и именно за самопожертвование, за самоотверженную службу за Веру, Царя и Отечество. Царское отечество. Чудом оставшиеся казаки жили «тише воды ниже травы».

Ох, как испугал издательства «белогвардейщиной». Так что Виктор Лихоносов совершил подвиг, написав роман «Наш маленький Париж».

Я благодарна Виктору Ивановичу Лихоносову, что возвеличил историю моих предков, что раскрепостил мою душу. Этот мужественный сын Отечества восхищает меня душевностью, лиричностью.

По словам Олега Михайлова, герой Лихоносова «ходит и ездит по своей земле, цепко вглядываясь в лица, что-то запоминает, чему-то радуется, о чём-то тоскует – и всё время ищет чего-то». Цель постепенно обнаруживается: «продолжая странствовать, он перестал быть гостем в большом просторе России, ощутив себя сыном в отчем дому».

В лихоносовской прозе изящно говорит с нами, читателями, его добрая душа. Много думала, читая-перечитывая его произведения: отчего она такая трогательная? Никакое время её не испортило. Не зачерствела, наоборот, всё задушевней разговаривает авторским словом.

Всё дело в его духовности. В детстве Витю Лихоносова просто растили, не усердствуя в воспитании, «не поливали, а вырос», – шутил он, любили и заботились по мере сил. «До меня умерло шестеро, – рассказывал Виктор Иванович, – и после меня двое детей». Окружён был добротой бабушки. Её сказки и вечерние молитвы сохранились в его памяти. Чистая повзрослевшая душа Виктора была раскрыта для восприятия смысла и красот книг Шолохова, Чехова, Бунина...

Возвращаюсь к Ницше, он считает «сохранение своей манеры творчества более важным, чем научная преданность истинному». Здесь – о событийной организации произведения. Сюжетности у Лихоносова нет. Но он великолепно прядёт нить времени и красочным языком создаёт образ Времени, в котором пульсирует «живая мысль», пускающая корни в нашем сознании, помогая прозреть.

Виктора Лихоносова увлекла мысль поэта Батюшкова «Давай вспоминать старину», признаёт «только собственное чувство, собственный порыв, Божье наитие».

Читать Лихоносова трудно, тем более нельзя бегло – надо наслаждаться его словом. Язык у него сочный, согретый теплом христианского милосердия.

Читая прозу Лихоносова, задумываешься: что движет автором? С каким чувством приступал к работе Виктор Иванович? «То чувство, которое я испытывал, – признаётся Виктор Лихоносов, – к нашей замечательной древности русской, передалось и во время моей работы над романом «Наш маленький Париж».

«Надо дорожить, трепетать над щемящим чувством жизни и времени, над ощущением, что все проходит, над музыкой времени и её звучанием: словами, ситуациями, мыслями тех, кто был до нас. Всё это очаровывает. Всё это мне, сибиряку, очень дорого, а тем, кто по крови и корням близок к дореволюционному казачеству – нет: вот она трагедия бытия», – говорит Лихоносов.

И вот другое мнение: «Снова витает в воздухе идея – переименовать Краснодар в Екатеринодар! Оставят когда-нибудь этот вопрос в покое? Мои бабушки, дедушки, родители, я, мои сын и внуки родились в Краснодаре. Любим это название и не желаем его менять! Почему ради каких-то казаков, которые если что и делают, так только маршируют на парадах, должны менять название города? Да и большинство жителей – за Краснодар!» Я добавлю – приезжих. Сожалею, не ЛИХОНОСОВЬІ они.

Как плохо знают жители даже современных казаков, их дела и занятия. Они – не «ряженые». Лихоносов призывает: «В движении современного казачества есть много положительного, что способно принести пользу России. Нынешним казакам необходимо вернуться к своим корням, глубоко изучить и принять историю русского казачества, поклониться истинно, а не формально, своим предкам. У современного казачества должна быть своя мощная культура, основанная на великих исторических традициях. Без этого ничего не получится». С горькой иронией сказал Лихоносов: «Надели черкески и стали в строй привычные, советские люди».

Там, где память о местности выжжена, трудно говорить о каком-то воспитании в духе отеческих традиций. Спасибо исторической справедливости, что в 2006 году восстановили величественный памятник Екатерине ІІ.

Виктор Иванович Лихоносов разбудил кубанское общество и не даёт даже дремать. «Вынул правду о времени из забвения», размышляя об уходящем, исчезающем. Тем, кто топчется между временем и средой, Лихоносов напоминает о ходе времени, призывает к стойкости памяти. Так не будем же осквернять память о времени, когда казаки своим трудом держали на своих плечах край земли кубанской.

«Четверть века надевают черкески казаки, считают себя «отдельным народом» и не замечают, что у них нет литературы, нет писателей. Разве не нуждается Кубань в талантливом воплощении в письменности?»

Слышу лихоносовское напутствие: «Не забудь же, не измени! Всё равно от себя уже никуда не деться, не забудь же. Как бы ни было быстротечно время, есть Искра? – разжигай пламя творчества! Находи «к этому костерку подходящие веточки!»

Не забуду. Не изменю.