Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург
Вадим Шефнер – советский писатель и поэт, петербуржец. Автор повести «Миллион в поте лица», мемуарной «Имя для птицы, или Чаепитие на желтой веранде», фантастических «Девушка у обрыва», «Лачуга должника», сборника «Сказки для умных» и других. Своей лучшей повестью он считал «Сестру печали». Программка спектакля – познавательная. Юный зритель узнает из нее, что писатель родился в Петрограде, жил в Ленинграде, умер в Санкт-Петербурге (1915–2002). Во время войны защищал родной город. У него есть книги для взрослых и детей, проза и стихи, писал и фантастику. Тут и рекомендации, что надо прочитать…
Итак, «Счастливый неудачник». Советское время, Ленинград, Васильевский остров («Васька», как говорят петербуржцы), коммуналка. Школьник Витя растет без родителей, живет у тети Ани, которая должна «сделать из него человека». Как все мальчишки, он порой хулиганит, стреляет из рогатки, на спор идет по карнизу третьего этажа – и падает вниз. Чем Витя отличается от своих друзей по двору, одноклассников – он вдруг начинает рифмовать слова, сочинять смешные стихи. Будущий поэт, между прочим! Эту роль исполняют два актера: мальчик Витя – Анна Слынько, Виктор Шумейкин – Валерий Дьяченко.
Режиссер Иван Пачин рассказал «Году Литературы»:
– Время действия в нашем спектакле – 1925 год, но мы видим эту историю как воспоминания уже взрослого главного героя – поэта Шефнера. Таким образом мы стараемся провести мосты между тем временем и сегодняшним днем. По тону, по языку и стилю эта повесть неожиданно легко встает в один ряд с современной мировой литературой для детей и подростков. Я слежу за детскими бестселлерами и могу так говорить. Однако именно шефнеровский стиль нам близок и созвучен особенно. Поэт Шефнер безупречно владеет языком. Выдающаяся ирония писателя делает эту повесть легкой, в то же время – пронзительной, скользящей, тонкой, что мне очень дорого. Одна из наших основных задач была в том, чтобы открыть ныне забытого автора, вернуть его читателям всех возрастов.
Также нам всегда важно, чтобы у спектакля было несколько пластов, для восприятия разными поколениями. Взрослый и ребенок смотрят как бы разные истории, каждый свою. Важно, чтобы в театр приходили дети с родителями, вместе переживали историю и могли бы дома обсудить свои впечатления, вместе поискать ответы на возникшие вопросы. Каждый со своей точки зрения и опыта. Взрослый поможет ребенку разобраться с тем, что он еще не может понять, а ребенок, в свою очередь, даст свои ответы, которые мы, взрослые, уже забыли. Например, то, что к миру нужно подходить творчески, не очень серьезно. Играя, проще жить. Дети понимают это безусловно.
Своими размышлениями о новой работе поделился корифей ТЮЗа им. А. А. Брянцева, народный артист России Валерий Дьяченко:
– «Счастливый неудачник» – спектакль о пути к поэту в себе. Ведь дело поэта – «называть вещи красиво, чтобы жизнь не казалась такой печальной», – говорил Вадим Шефнер. Поэт, художник, творческая натура может возвыситься над невзгодами и печалями и быть счастливым вопреки неудачам. Жизнь бывает разной – легкой, веселой, печальной, грустной, но если ты в душе поэт – тогда ты счастлив. Творец, художник может все придумать, «нас возвышающий обман» - ведь он для лучшего и жить надо творчески. И как это рождается в душе, из какой среды – «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Путешествие по волнам памяти, картины детства, с которыми нельзя расставаться, покуда ты жив, ведь самое лучшее в нас – оттуда.
Моя роль – контрапункт к юному Вите, роль которого исполняет актриса Анна Слынько. События повести разворачиваются сто лет назад, а раньше ведь как было? Мальчиков в ТЮЗе играли актрисы уникального амплуа «травести». Возвращение к тюзовской традиции – еще одно «документальное» свидетельство времени. Иван Пачин – режиссер, обладающий особым театральным письмом, простым и изысканным одновременно. Тонкий юмор, проникновение в суть проживаемых человеком мгновений и рождает поэтическое начало в спектакле. «Поэт должен писать просто, чтобы ощутить глубину», – говорил Шефнер, вхождение в текст которого происходит на сцене на наших глазах с помощью современных технологий (кинокамера), но с всенепременным путешествием души по закоулкам памяти. Иван Пачин – щукинец, нашему театру близка эта школа с ее игровым началом, и сам, возможно, того не ведая, Пачин продолжает традиции исследования мира ребенка (а дети – большие люди) эпохи Зиновия Корогодского, совершившего революцию в детском театре, постигая в детском театре и открывая мир маленьких «больших людей» («Открытый урок», «В гостях у Донны Анны», «Радуга зимой», «Весенние перевертыши») – и дети пошли в театр, он стал им интересен, здесь с ними разговаривали об их насущных проблемах. Мне рассказали, как сегодня в антракте один мальчик сказал: «Это же про меня!» Пачин владеет искусством ассоциаций, и у зрителей при просмотре возникают свои.
К слову
В Петербурге есть улица Вадима Шефнера – в Василеостровском районе, где долгое время жил писатель.
Справка
Иван Пачин – выпускник Театрального института им. Б. Щукина (мастерская В. В. Иванова, 2008 год, мастерская Р. В. Туминаса, 2013 год), Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская В. И. Хотиненко, 2010 год). Основатель и главный режиссер «Творческого Объединения 9», союза выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы. В 2021 году был главным режиссером Тверского театра юного зрителя.
Выпустил спектакли в Москве – театре «Практика» и Центре им. Мейерхольда, Псковском театре драмы, Красноярском театре кукол, Севастопольском ТЮЗе и других.
В репертуаре Санкт-Петербургского БТК (Большой театр кукол) – его спектакль «Мой дедушка был вишней» по книге итальянской писательницы Анджелы Нанетти.