Текст: Галина Терехова, ведущий специалист РГАЛИ
Константин Паустовский – поистине уникальная фигура в отечественной и мировой литературе, оставил после себя большое литературное наследие: переписку, книги, написанные с искренней добротой и неповторимой человечностью.
Будущий писатель родился 31 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. Детство и юность писателя прошли в Киеве. Здесь в 1904 году он поступил в Первую классическую гимназию – одно из лучших учебных заведений Киева, где в одно время с ним учились писатель Михаил Булгаков и певец Александр Вертинский. Ярким школьным впечатлениям посвятит Константин Георгиевич интереснейшие страницы своей автобиографической повести «Далекие годы».
Огромное влияние на Паустовского в юношеские годы оказало творчество Александра Грина. Первым его опубликованным произведением стал небольшой рассказ «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии; он был напечатан в 1912 году в киевском альманахе «Огни». В том же году будущий писатель поступает на историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира. Отучившись два года, переводится в Москву. С началом Первой мировой войны Паустовский-студент решает оставить учебу, оставить на время и «писание туманных своих рассказов и «уйти в жизнь». В те годы он сменил множество профессий: был вожатым трамвая, санитаром на поездах, перевозивших раненых, путешествуя по стране, трудился на металлургических заводах в Екатеринославе и в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, рыбачил на Азовском море. Тогда же начал писать свой первый роман «Романтики» (1916-1923), который иногда называют лирическим дневником писателя, и который будет опубликован им только в 1935 году. Во время Гражданской войны был репортером и редактором, работал в Киеве и Одессе. Затем перебрался на Кавказ, успел побывать в Сухуми, Тбилиси, Ереване, и даже в Северной Персии.
Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский устроился на работу в Российское Телеграфное Агентство (РОСТА) на должность редактора. В это же время начал активно печататься, причём издавались не только его очерки, но и более серьёзные произведения. Так, в 1928 году вышел первый сборник его рассказов «Встречные корабли», а в 1929 году приключенческий роман «Блистающие облака». В год его создания Константин Георгиевич работал в газете «На вахте», где вместе с ним печатались Новиков-Прибой, Михаил Булгаков и Валентин Катаев.
В 1930-е годы Паустовский как журналист тесно сотрудничает с газетой «Правда», журналами «30 дней», «Наши достижения» и др. Это время вновь наполнено его многочисленными путешествиями по стране, впечатления от которых воплотились в художественных произведениях и очерках. Благодаря поездкам по берегам Каспия рождается вышедшая в 1932 году и принесшая широкое признание писателю, повесть «Кара-Бугаз». Паустовского поразил Кара-Бугазский «бушующий смертоносный залив на восточном берегу Каспийского моря, скрывающий в своей воде неслыханные богатства». В книге много реальных фактов: описание залива, людей, причастных к разработкам и строительству предприятий вокруг этого сурового места, открытия геологов. Именно «Кара-Бугаз» стал отправной точкой для Паустовского как писателя, – после его выхода в свет он оставил службу и всецело посвятил себя писательству, как «единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работе».
В эти годы Константин Георгиевич открывает для себя и своих читателей Мещерский край, который называл «неведомой и заповедной землей» и который стал него второй родиной. Здесь было всё, что привлекало писателя с самого детства: «глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы». О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда».
После начала Великой Отечественной войны писатель отправляется в действующую армию добровольцем. На протяжении полутора месяцев был военным корреспондентом ТАСС на Южном фронте, писал очерки, короткие зарисовки, рассказы. Его сослуживцы-корреспонденты вспоминали, что от фронтовых очерков Паустовского «…пахло пороховым дымом, в них ощущалась суровая подлинность фронтовой жизни. Какие-то точные, удивительно ясно увиденные детали, острая зоркость взгляда и несравненная прелесть языка резко выделяли их из остального газетного материала».
Основным произведением, созданным Паустовским в послевоенные годы, стала эпопея «Повесть о жизни» (1946-1964), состоящая из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963). Основанная на автобиографическом материале, она стала ценным историческим документом целой эпохи и была переведена на многие языки.
Более десяти лет, с 1945 по 1956 гг., Константин Георгиевич преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького, вел семинар прозы, студентами которого были Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев и другие.
С приходом мирового признания в середине 1950-х гг. писатель получает возможность посетить Болгарию, Чехословакию, Турцию, Греции, Францию, Италию, Швецию и другие страны. Встреча с Парижем стала для него особенно дорогой — его очень интересовали культура и искусство Франции. Впечатления и встречи во время этих поездок нашли отражение в путевых заметках «Живописная Болгария» (1959), «Мимолетный Париж» (1959), «Итальянские записи» (1962), «Огни Ла-Манша» (1964).
В 1964 году выходит роман «Дым Отечества», написанный Паустовским еще в 1944 г. При невыясненных обстоятельствах его рукопись, кроме одной главы, была утеряна и нашлась только в 1963 г. в ЦГЛА (РГАЛИ), благодаря одной из читательниц, которая сообщила писателю, что видела его в архиве. Роман был опубликован практически без изменений.
Эта история невероятным образом отразилась на судьбе Паустовского – едва не ставшего Нобелевским лауреатом по литературе. В итоге премия в 1965 году была присуждена Михаилу Шолохову, хотя в ряде западноевропейских стран уже вышли однотомники Паустовского в «нобелевском» оформлении. Эти сложные перипетии, без сомнения, отразились на здоровье писателя, умершего в 1968 году в Москве. Он был похоронен, согласно его завещанию, на городском кладбище Тарусы.
Личный фонд писателя в нашем архиве начал формироваться еще в 1948 и 1951 годах, когда он передал в ЦГЛА (РГАЛИ) рукописи повести «Черное море» и рассказа «Ночь в октябре». Сегодня фонд Паустовского (Ф. 2119) насчитывает 1139 ед. хр. В нем представлены рукописи свыше 400 его произведений всех жанров: художественная и документальная проза, пьесы, сценарии, рассказы, очерки, сказки, рецензии, статьи, воспоминания. Несомненный интерес представляют автографы известных романов и повестей («Романтики», «Блистающие облака», «Кара-Бугаз», «Золотая роза», «Повесть о жизни»), юношеских стихотворений, большинство из которых не было опубликовано.
Одно из важных мест в фонде занимают многочисленные письма читателей. Они сохранились почти за все годы творческой работы Паустовского с 1934 по 1968 годы. В них – первые отзывы о его произведениях, выражение народной любви и благодарности за большой и нужный труд писателя. А еще – фотографии, биографические материалы, статьи и отзывы прессы. Дополнением к материалам К.Г. Паустовского, хранящихся в РГАЛИ, служат также материалы из фондов В.Б. Шкловского, А.С. Грина, И.А. Новикова, Ю.К. Олеши, издательств «Советский писатель», «Новый мир», редакции сборника «Литературная Москва».