ЕГЭ по русскому уже прошло, а вот ОГЭ только предстоит. Поэтому мы продолжаем помогать учащимся готовиться к экзаменам и проверяем сочинения по русскому языку и литературе. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Ниже – сочинение формата ОГЭ по русскому языку, написанное девятиклассником из города Камышин Волгоградской области, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.
Я уверен, что вы хоть раз слышали такое словосочетание: "Настоящее искусство". Но что это такое? Настоящее искусство – это искусство через которое человеку, что рассмотрел его, передаются все чувства, эмоции и намерения, что хотел передать автор. Давайте же приведём примеры настоящего искусства.
В первом примере возьмём произведение Юрия Осиповича Домбровского. В нём рассказывалось о человеке, что не согласен с написанной статьёй, считающем, что в ней нужно выражать чувства, а не писать только факты. Этот пример показывает, что настоящее искусство можно выражать не только фактами, но и чувствами.
Второй пример можно взять у художника Малевича. Его картина "Чёрный квадрат", на которой изображён только он, может вызвать множество чувств если присмотреться. По этому примеру можно сказать, что самые простые вещи могут вызвать много эмоций если они – настоящее искусство.
Я думаю, что настоящее искусство важно, ведь через него авторы могут передавать свои чувства через творчество.
141 слово
Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте "Год ЕГЭратуры")
Представленное сочинение далеко не идеально – что ж, тем интереснее будет рассмотреть его под критическим углом.
С толкованием значения слова, при всей его, толкования, смысловой неровности, всё в порядке – определение дано, комментарий есть. Примеры-аргументы (один – из текста, второй – их жизненного опыта) приведены. Последовательность изложения не нарушена, абзацное членение тоже. Да и с построением текста всё в порядке. Можно вычесть пару баллов за "композиционную стройность и завершённость" и за "смысловую цельность и речевую связность", но это максимум. Это ещё раз доказывает, насколько при написании сочинения на ОГЭ важны формальные, технические критерии.
Как итог, за СЗК1-СЗК4 учащийся получил бы примерно 6-7 баллов.
А вот с критериями оценки грамотности всё обстоит несколько хуже.
Если с орфографией всё в порядке, то с пунктуацией – не слишком. Пропущены запятые – в третьем, девятом ("Если присмотреться...") и предпоследнем предложениях. Характерно, что все три ошибки – одного порядка: отсутствие запятых в сложноподчинённом предложении.
Хуже всего дело обстоит с грамматическими и особенно речевыми нормами.
- Неоправданных повторов, тавтологий – зашкаливающее количество.
- Путаются времена глаголов ("возьмём...рассказывалось").
- Почему искусство обязательно "рассматривать"?
- Зачем передавать "намерения"?
- Неясно, что это за статья, с которой герой не согласен.
Речевые огрехи тоже очевидны:
- "Писать факты", "взять пример у художника Малевича" (вместо "из творчества художника")... "Изображён только он" – создаётся впечатление, что изображён сам Малевич, а не его квадрат.
Кроме того, язык учащегося беден как лексически, так и грамматически — те же сложноподчинённые предложения строятся всего по двум схемам. Фактических ошибок в тексте нет.
Таким образом, грамотность сочинения можно оценить в 5-6 баллов из 10. А целиком сочинение тянет на 11-13 баллов из 19 возможных. Но не стоит забывать, что баллы за грамотность ставятся за сочинение и изложение, взятые вместе. По этой причине количество баллов за ГК1-ГК4, возможно, было бы меньше.