Текст: Федор Косичкин
Именно там, по придумке автора, восьмиклассники из соседней школы, Вовка и Рита, благодаря обнаруженному ими необыкновенному изобретению самого Льва Термена, слышат голоса исторических деятелей далекого прошлого - Петра I и Лефорта, Петра II и его невесты Екатерины Долгоруковой, и, наконец, напряженное заседание Верховного тайного совета над гробом умершего в 14 лет от оспы Петра II. На котором и было выработано решение призвать на царство тётку Петра II Анну Иоанновну - но с "кондициями" (условиями), урезающими власть самодержицы до роли конституционного монарха.
Беллетризованному описанию этих драматических событий, трижды за тридцать лет круто поменявших историю России, и посвящена подростковая повесть шеф-редактора "Года Литературы". Но Михаил начал свое выступление с того, что его фантастическая повесть имеет не одного, а двух авторов. Потому что вся "историческая" часть, изложенная изначально в виде диалогов, показалась ему в таком виде слишком сухой и дидактичной, как в учебнике истории, и он предложил издателям пригласить Алексея "Капыча" Капнинского - художника книги и комиксиста, хорошо известного своим горячим интересом к русской истории и умением находить в ней неожиданные детали.
Так и произошло. Ухватившись за реплику Ивана Долгорукова: "Щиток - игла!" (позаимствованную, по признанию Михаила, из "Мертвых душ"), художник создал подробное описание "статей ладистой борзой", в котором, помимо "щитка" (он же - щипец, узкая вытянутая морда, которой борзая "щиплет" добычу), фигурируют "соколок", "переслежина" и загадочные "уши с крымью".
Но главной задачей художника стала адаптация пространных исторически достоверных реплик к другому медиа - комиксу. Не случайно презентация оказалась включена вв комиксовую программу фестиваля. Продолживши ее, Алексей Капнинский объяснил, как именно шла адаптация текстового "либретто" к сложно организованному графическому листу.
Впрочем, комиксом дело не ограничилось. Книга вообще сложно организована: помимо комиксовых вставок, в нее включены обширные "маргиналии" исторических примечаний, QR-коды, ведущие на внешние дополнительные источники, а часть диалогов изложена в виде переписок в ватсапе и видеоконференций в зуме.
"Я не гнался за модностью и подростковостью, - настаивает Михаил. - Я понимаю, что взрослый дядя, считающий на полном серьёзе, что вот сейчас он напихает QR-коды, и подросткам «зайдет», выглядит комично. Мою фантазию подстегнуло то обстоятельство, что Петр II умер в том же самом дворце, чуть ли не в той же спальне, что за тридцать один год до него умер Франц Лефорт. Мало того: Петруша умер в тот самый день, на который была назначена его свадьба. А было ему на тот момент 14 лет и 3 месяца. Поэтому мне было так важно, чтобы моим героям тоже по 14 лет. Они шокированы тем, что их сверстник собрался жениться, и начинают проецировать на себя не только его личную историю, но и историю России. А что до чатов – слушайте, мы проводим в них 2/3 рабочих встреч. Это не признак «молодежности», это примета времени".
По окончании презентации соавторы отправились на церемонию вручения дипломов "Образ книги", где "Воксрекордер..." тоже оказался в числе победителей в категории "Художественная литература".