05.06.2022
Год ЕГЭратуры

Примеры сочинений ОГЭ по русскому языку. Сила духа

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ОГЭ по русскому языку (задание 9)

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

ЕГЭ по русскому уже прошло, а вот ОГЭ только предстоит. Поэтому мы продолжаем помогать учащимся готовиться к экзаменам и проверяем сочинения по русскому языку и литературе. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Ниже – сочинение формата ОГЭ по русскому языку. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.


«Что такое сила духа». С самых давних времен русский народ удивлял другие народы силой своего духа и характера. Недаром по миру ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности.

Это подтверждает и текст Л.Овчинниковой, в котором звучит мысль о мужестве детей, на чью долю выпали совсем не детские испытания. Дети, пережившие блокаду, обездоленные, голодные, выступают с концертом перед моряками. Какая же должна быть сила духа у героев Бреста, которые первые приняли удар врага и обороняли крепость более 30 дней! Без воды, продовольствия, когда неоткуда было ждать помощи! Это ли не пример того самого внутреннего стержня, который не сломить в русском человеке?!

Сила и красота характера нашего народа проявляются прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради неё всё возможное, в вере в свои силы и желания постоянно двигаться вперёд, а также в безграничной отваге и человеколюбии.

153 слова



Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте "Год ЕГЭратуры")

Начать следует с того, что в представленном сочинении, увы, нет определения словосочетания «сила духа». Комментарий есть, а самого определения нет. Обыкновенно оно даётся в первом абзаце. Но его нет. А это, к сожалению, ноль баллов по С3К1.

Далее двояко, но с одинаковым исходом.

  • Либо можно счесть, что в сочинении отсутствует пример-аргумент из жизненного опыта. Но чтобы получить максимальный балл по С3К2 необходимы два аргумента – из изначального текста и жизненного (или читательского) опыта. Ещё минус один балл.
  • Либо реплика про Брестскую крепость, вставленная в абзац с примером из текста Л. Овчинниковой, подразумевается как тот самый пример из жизненного опыта. Тогда выходит, что первый пример никак не прокомментирован. Всё равно минус балл.

Поскольку одного аргумента нет/два аргумента слиты в один, это автоматически становится причиной нарушения абзацного членения текста. Ещё минус балл.

Наконец, можно придраться и к композиционной/логической составляющей сочинения:

  • В задании отмечена необходимость ответить на вопрос «Что такое сила духа?» Учащийся же уходит от заявленной темы: он пишет сочинение на тему «Сила духа русского народа». А это не одно и то же. Причём в выводе речь вообще неожиданно заходит о красоте характера народа и любви к родной земле. Совсем далеко от изначального вопроса.
  • Из этого растёт ещё один структурный недочёт – заключение перестаёт выполнять свою роль, превращаясь во что-то совсем иное. Наконец, нет «мостиков» между абзацами, отчего переходы от одной мысли к другой кажутся слишком резкими.

Структура сочинения формата ОГЭ (9.3) проста, но придерживаться её лучше максимально строго. Четыре абзаца:

  • В первом даётся определение слову/словосочетанию.
  • Во втором приводится пример-аргумент из изначального текста (с собственным комментарием).
  • В третьем – ещё один пример, на этот раз из личного опыта (снова с комментарием).
  • Заключительный абзац подводит итог написанному. В нём же и даётся окончательный ответ на предложенный в задании вопрос.

Здесь же получилось вольное сочинение на тему «Почему русский народ силён духом». Периодически в тексте появляется и тема мужества. Всё это замечательно, но к структуре экзамена и заявленной теме имеет опосредованное отношение. За подобное сочинение проверяющие выставили бы в лучшем случае четыре балла из девяти возможных.

И ведь по критериям грамотности (без учёта текста изложения) всё в целом неплохо. Орфография, пунктуация – в порядке. Единственное, рекомендовал бы аккуратнее пользоваться восклицательными знаками, а истерическо-риторическим комплектом из вопросительного и восклицательного знаков – тем более. Можно кое-где придраться по грамматике (двусмысленное и тяжеловесное «в вере в свои силы и желания двигаться вперёд») и речи (снова двусмысленное «по миру» вместо «в мире», тавтологии), но критических ошибок по ГК в сочинении нет. Вполне можно рассчитывать на семь-восемь баллов из десяти возможных. Тем обиднее выглядят структурные недочёты сочинения, о которых было сказано в первой части данного разбора.