17.07.2022
Утраты

Человек из созвездия Ориона. Памяти Юлия Файта

Юлий Андреевич Файт — один из самых обаятельных и тонких режиссеров советской новой волны, друг Геннадия Шпаликова, Юрия Казакова и Андрея Тарковского — умер на 86-м году жизни

Юлий Файт / Дмитрий Шеваров
Юлий Файт / Дмитрий Шеваров

Текст: Дмитрий Шеваров

Кто-то сказал, что интеллигентного человека никогда не бывает много. В комнате он всех незаметнее. Вот и Юлия Андреевича легко было не заметить. Он и в восемьдесят лет был по-мальчишески худощав. Ничего стариковское к нему не приставало.

При всей своей внешней неприметности, он сразу и безоговорочно располагал к себе. Когда он к нам приезжал и я потом провожал его на платформе, к нему не подошел только ленивый – один попросил закурить, другой спросил дорогу, третий просто хотел поболтать. Как-то сразу люди чувствовали, что он человек тутошний, здешний, надежный. Он не отмахнется и не отвернется.

В нем было товарищество, растворенное в крови. Естественное как дыхание. Его верность ушедшим друзьям — Геннадию Шпаликову, Юрию Казакову, Андрею Тарковскому, Юрию Визбору, Василию Шукшину, Юре Ковалю... – она была повседневна.

Он каждый день старался что-то сделать в их память. Порой казалось, что забот о своей работе (а он преподавал во ВГИКе, готовился к съемкам, записывал литературные программы) у него нет вовсе. О своих проектах он почти никогда не упоминал. Чаще всего мы говорили о Юре, о Гене, и снова о Юре. Он рассказывал о них с такой свежестью утраты, будто это случилось вчера, а не много лет назад.

Вот сейчас, провожая Юлия Андреевича, Юрий Норштейн сказал, что «верность дружбе – то замечательная черта Юлика, и она, думаю, все реже и реже будет встречаться в людях и в конце концов сойдет на нет. Искусство дружбы – очень неторопливое...»

Из стихотворения Геннадия Шпаликова, посвященного Юлию Файту.

  • Люблю я эти сапоги,
  • Заклеенные аккуратно,
  • Подарок с дружеской ноги –
  • Я не верну его обратно.

Я был еще школьником, когда вышло первое посмертное издание стихов и сценариев Гены. Оно называлось просто: «Избранное». Потом, через много лет, я узнал от Юлия Андреевича, чего стоило друзьям Шпаликова пробить эту книгу. Почти каждая ее страница счастливо отпечаталась во мне. Уезжая из дома, я не смел просить у родителей этот драгоценный и для них томик, поэтому выписывал стихи Гены в блокнот или тетрадку. Тетрадки терялись, и я снова выписывал, чтобы всегда иметь на сердце эти стихи. Например, вот эти:

  • Людей теряют только раз
  • И, след теряя, не находят,
  • А человек гостит у вас,
  • Прощается и в ночь уходит.

  • А если он уходит днем,
  • Он все равно от вас уходит.
  • Давай сейчас его вернем,
  • Пока он площадь переходит...

Следующая большая книга Гены вышла уже в новом столетии. Она называлась «Я жил как жил». Составлял ее уже один Юлий Андреевич. И получился шедевр – не только потому, что в книге собрано всё лучшее шпаликовское, но и потому, что книга гениально составлена. Вернее, смонтирована. Получилась книга-фильм.

А потом была книга «АУА» Юрия Коваля, смонтированная Юлием Файтом с той же любовью.

Последняя работа Юлия Андреевича – о Пушкине. Фильм называется «Три этюда» и построен на рисунках художника и поэта Николая Предеина. На днях, после горькой вести, он написал мне: «Да, Юлий Андреевич был и остается в нас человеком той светлой романтической природы, каких уже почти не осталось в наше время... Однажды мы вместе были в Михайловском, там открывали мою выставку. А жили в Тригорском. Курили на лавочке вечером. А закуривал он всегда от спички, а не от зажигалки, что вдохновило меня на небольшое стихотворение, ему посвященное.

  • Юлий Андреевич чиркает спичкой,
  • не изменяя живому огню,
  • спичка горит, проявляя наличность
  • света, и ночи броню
  • отодвигает, а дым папиросы,
  • вот он... его уже нет.
  • Юлий Андреевич ставит вопросы
  • спичкой... она же – ответ.

А прощался Юлий Андреевич со мной на платформе метро ротфронтовским жестом, я его называю шпаликовским, где-то есть такая фотография Гены. И этот жест мне говорил в тот момент не о борьбе, а о братстве. И я ему отвечал, преодолевая смущение, тем же жестом...»

За кадром фильма «Три этюда» звучит музыка Бориса Чайковского и голос Юлия Андреевича – он читает Пушкина. Три его стихотворения: «Эхо», «Храни меня, мой талисман...», «Если жизнь тебя обманет...»,

Юлий Андреевич обладал особенным голосом. Мы уже привыкли слышать вокруг себя плоские голоса, опустошенные, они лишь звуковая оболочка какой-либо информации. А у Юлия Андреевича был голос морской глубины, исполненный густых живописных оттенков. Заслышав такой голос, невольно обернешься, как оборачиваешься с изумлением на звук флейты или виолончели.

Юлий Файт записал для радио и аудиокниг рассказы своих друзей Василия Шукшина, Юрия Казакова, Геннадия Шпаликова. Он очень любил эту работу.

Неоконченным остался его фильм о Юрии Ковале, съемки которого начались еще несколько лет назад, но были прерваны.

К слову сказать: у Коваля и Файта было одно любимое созвездие – Орион.

Неосуществленных замыслов у Юлия Андреевича осталось так много, как, быть может, ни у кого из кинорежиссеров. Хватило бы еще на три жизни.

Об одном из таких неснятых фильмов Юлия Файта я расскажу вам в своей рубрике уже скоро, в августе.

ТРЕХСТИШИЯ ЮЛИЯ ФАЙТА

  • Балкона доски холодят ступни.
  • В луче луны осенней заигрался
  • От папиросы дыма завиток.

  • * * *

  • Вот лёгкий ветерок
  • Травой прошелестел.
  • Прекрасная судьба!

  • * * *

  • Как счастлив однодневный мотылёк!
  • Он жизнь прожил.
  • А большего не надо.

  • * * *

  • Пришёл мой кот,
  • Поел и приласкался.
  • Тебе не одиноко?

  • * * *

  • Нас двое.
  • Мы сидим – и нам спокойно.
  • Всегда ли будет так?

  • * * *

  • Орион, дружок небесный,
  • Нам с тобой не по пути –
  • Я дошёл до Красной Пресни,
  • Дальше некуда идти.

  • * * *

  • Ты думала, я вышел покурить?
  • Балкон притих.
  • Чуть воздух шелохнулся.
  • Любимый Орион!

ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ ЮЛИЯ ФАЙТА:

  • Трамвай в другие города.
  • Пока фронт в обороне.
  • Мальчик и девочка.
  • Марка страны Гонделупы.
  • Пограничный пёс Алый.
  • Зелёный остров.
  • Композитор Борис Чайковский.
  • Четверо и музыка.
  • Дирижирует Геннадий Рождественский.
  • Дорогой Василий Макарыч.
  • Тапёр.