Текст: Дмитрий Сосновский
Пару лет назад многочисленные поклонники творчества Терри Пратчетта, чьими экранизациями киноделы их радуют вообще до обидного мало, были обескуражены неказистой и тенденциозной донельзя телеверсией его романа «Стража! Стража!».
Но вот наконец подоспела своего рода компенсация. Пусть и довольно неожиданная – в виде сказочного мультфильма, основанного на книге «Изумительный Морис и его учёные грызуны». Чем не повод прихватить своих детишек и отправиться в кинотеатр? Тем более лента выходит у нас официально – и на этот раз визуализация культового Плоского мира вполне удалась.
Да, ироничный английский демиург, покинувший нас восемь лет назад, внедрил в свою бескрайнюю и бесконечно разнообразную фэнтези-вселенную даже детскую сказку, остроумно деконструирующую знаменитую немецкую легенду о Крысолове из Гаммельна.
Местный Крысолов по имени Кит – даром что обладатель изящной дудочки, которой он искусно пользуется – на самом деле никакой не крысолов, а самый обыкновенный мошенник. А вот подельники его вовсе не обыкновенные – группировка разумных говорящих крыс во главе с таким же смышлёным котом, которого, как нетрудно догадаться, зовут Морис.
Схема их до гениальности простая и потому чрезвычайно действенная: крысиная армия начинает терроризировать какой-нибудь населённый пункт, после чего все в белом являются спасители – Кит и Морис – и следует спектакль, поставленный по мотивам средневековой легенды. Вредители отправляются прямиком в реку, затем незаметно выныривают где-нибудь в безопасном месте. Человек и кот получают гонорар от благодарных жителей, и вся межвидовая ОПГ выдвигается на поиски новых жертв.
Как видим, Морис во всё этом процессе не шибко-то нужен. Ценность рыжего нахала в другом: он виртуозно манипулирует своей пёстрой крысиной паствой, суля простодушным и менее развитым грызунам молочные реки с кисельными берегами, куда они-де отправятся, накопив немного денег. Таким образом он подавляет бунты уставших от преступной жизни рецидивистов, испытывающих моральные муки недавно пробудившегося сознания и сталкивающихся с первыми дилеммами. Подыгрывая несчастным в их религиозных поисках, циничный кот пускает в ход книжку для детей, которую позиционирует как священный текст. Но хуже всего, что есть у Мориса секрет и пострашнее. И он, разумеется, непременно вскроется.
Бесчестная компания набредает на большой город и уже планирует как следует поживиться, да только не тут-то было: всё уже захватила мафия местных крысоловов, покрывающая, как это часто бывает, самых настоящих крыс, коими верховодит лично Крысиный король. Без труда обманывая простоватого бургомистра, они держат весь город впроголодь, так что причин задерживаться у Кита со товарищи нет никаких. Но внезапно у него появляется любовный интерес в лице взбалмошной мечтательницы Малисии, зануды и специалистки по сюжетной композиции, а хвостатые соратники успевают вляпаться в неприятности. Так что деваться некуда – приходится остаться и помочь городу одолеть супостатов.
В дальнейшей фантасмагории, пропитанной узнаваемым юмором Пратчетта, поучаствует множество элементов других историй и жанров, включая настоящего Крысолова – донельзя, кстати, жуткого (мрачных моментов в «Изумительном Морисе» вообще хватает, так что особо впечатлительным детям с посещением сеанса стоит всё же повременить).
Скучно, словом, точно не будет, а качественная анимация (американская к нам не едет – так пусть будет британская), от которой на больших экранах мы за последние месяцы почти отвыкли, непременно порадует глаз. Который зацепится разве что за неизбежное в наше время продвижение повестки (Кит, в частности, обладает индийской внешностью, что довольно нелепо смотрится в сказочно-средневековом сеттинге), но что уж тут поделаешь.