26.01.2023
Литучеба

Школа критики. Первый сборник как первая ласточка

24 января в Доме Ростовых прошла презентация первого сборника статей Школы критики имени В. Я. Курбатова

Патрон, мастер, участник, организатор: Л.Н. Толстой, Наталья Ломыкина, Екатерина Минаева, Анастасия Толстая
Патрон, мастер, участник, организатор: Л.Н. Толстой, Наталья Ломыкина, Екатерина Минаева, Анастасия Толстая

Текст и фото: Анна Токаренко

Впрочем, слово «презентация» здесь не совсем уместно. Скорее – встреча выпускников: участники и наставники словно вновь оказались в Ясной Поляне и в Михайловском, продолжив прерванный разговор о прозе и поэзии. Благо само место – особняк начала XIX веке в центре Москвы, известный как Дом Ростовых и как Дом Союза исателей, а сейчас – дом АСПИР, располагал к литературным ассоциациям.

Мне посчастливилось быть участницей обеих Школ, результатом работы которых и стал сборник. У каждой своя атмосфера, свои “фишечки” и “краши” – мастера. Сказать, где больше понравилось, невозможно. Запомнились не только семинары с разбором рецензий, разговоры об истории критики, современном литературном процессе, но и сам дух общения единомышленников: писателей, приехавших на традиционные встречи, известных критиков, в том числе среди участников, и тех, кто только делает первые шаги в этом направлении.

Передавая из рук в руки стильно оформленный сборник Школы, наставники искренне радовались, находя в разделах “Проза” и “Поэзия” знакомые имена и фамилии. Татьяна Соловьева верно заметила: пусть в басне Эзопа одна ласточка весны не делает, но в нашем случае вслед за первой обязательно должна появиться вторая, третья, а это поможет приблизить весну актуальной критики. Павел Басинский посоветовал писать “позубастее”, а Владислав Отрошенко – наоборот, ведь, по словам Гоголя, если “книжечка вышла, стало быть где-нибудь сидит же на белом свете и читатель ее”. Наталья Ломыкина призналась, что с большим интересом следит за успехами учеников – и это взаимно. Дмитрий Бак, Борис Кутенков, Ольга Балла поделились своими мыслями о литературной критике, подчеркнув высокий уровень работ участников и организации Школы.

Пока авторы читали тексты друг друга, новорожденный сборник через окошко-вырубку смотрел на своих создателей: кто они, критики нашего времени? Когда микрофон оказался у молодых зоилов, они, отвечая на вопросы Сергея Шаргунова, посвятили слушателей в круг своих интересов. Кругов оказалось много - к счастью, не по Данте. Тему публикации можно было выбрать самостоятельно, и это позволило каждому не раствориться в хоре и в нужной тональности рассказать о героях современной литературы – взрослой и детской, путях выхода из постмодерна, поэтике безмолвия, хорроре, блогерах, критиках и их правах, о творчестве Ходасевича и современных поэтов. Кстати, не только русских, но и адыгских.

Всего получилось одиннадцать статей, но участников намного больше: и тех, кто был в зале, и тех, кто не смог приехать – потому что сами школы собрали участников со всей страны. За полтора года, прошедших с проведения первой Школы, "под сенью дружных муз" вырос союз единомышленников, который трудно представить без организаторов проекта – ведущего на сегодняшний день в отечественной литературной критике. Благодаря Школе ее выпускники “уже не чувствуют себя одинокими. А это, поверьте, так важно!” – совершенно точно сформулировал Владимир Толстой главный результат работы “в удивительной атмосфере открытого и доброжелательного творческого общения”. Анастасия Толстая в предисловии к сборнику заметила: “Лишний раз убеждаешься: критика – это критики, которых нужно разглядеть, услышать, поддержать”. Во многом благодаря этой поддержке и нежной заботе куратора – во время очных сессий и после их окончания – участники и наставники смогли стать сообществом людей, объединенных делом Валентина Яковлевича Курбатова, чье имя носит Школа.

Узнать причастных к Школе можно по черным толстовкам (а что еще носить в Ясной Поляне?) с надписью “Критик”, но на всякий случай лучше спросить кодовое слово. Могу его по секрету назвать: “Гениально!” Однако воспользоваться паролем получится, лишь произнеся его с нужной интонацией Константина Мильчина – мастера проекта и мастера игры в “Шляпу”. Узнать эту интонацию и найти собственный голос в разговоре о литературе можно, став участником Школы. В Ясной Поляне, Пушкинских горах или где-то еще, куда в следующий раз отправятся молодые критики в гости к гению места. Их, к счастью, в русской литературе хватит надолго.