Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ
Главная литературная премия России "Большая книга" обновила Совет экспертов. Теперь его возглавит прозаик, поэт и драматург Дмитрий Данилов. В Совет вошли писатели Евгений Абдуллаев, Роман Сенчин и Евгения Декина, литературный критик Валерия Пустовая и заместитель главного редактора журнала "Октябрь" Алексей Андреев.
Мне этот состав нравится. Поскольку в этом году на "Большую книгу" я уж точно претендовать не буду, могу говорить объективно. Дмитрий Данилов - один из самых талантливых писателей, которые заявили о себе в последнее время. Его роман "Саша, привет!" был награжден в прошлом году двумя премиями - "Ясная Поляна" и "Книга года". Да и человек он, насколько я его знаю, спокойный и рассудительный, а главное - не обойденный вниманием. Его пьесы с успехом идут по многим театрам России и за рубежом.
Приятно, что в Совете экспертов Евгений Абдуллаев. Как прозаик он известен под псевдонимом Сухбат Афлатуни. Он не только писатель, но и критик, философ и педагог. Живет в Узбекистане. Это вселяет надежду, что и проза ближнего зарубежья на русском языке не будет обойдена вниманием.
Отлично, что в Совет входит Евгения Декина - писатель и редактор отдела прозы сетевого издания "Лиterraтура". В Сети сегодня много интересного происходит, не только на бумаге.
Я так много говорю о Совете экспертов потому, что, на мой взгляд, его состав даже более важен, чем состав Большого жюри, куда входит более ста человек и который определит трех победителей "Большой книги" в декабре этого года.
когда Совет экспертов назовет имена финалистов, тех, кого основатель премии Владимир Григорьев окрестил "сборной командой по литературе". Не люблю спортивные сравнения применительно к литературе, но с этим в какой-то степени согласен. После объявления списка финалистов именно эти имена будут обсуждаться в прессе и разбираться в критике. И это будет весьма увлекательный процесс.
Объявлен также Совет экспертов главной молодежной премии России "Лицей". В него вошли сотрудники толстых журналов Михаил Бутов (возглавлял Совет экспертов "Большой книги"), Анна Воздвиженская, Ольга Новикова и поэты Виталий Пуханов и Вадим Муратханов. Председателем по-прежнему остается писатель Владимир Березин. Я хорошо знаю Владимира Березина и уверен, что он с его чуткостью к новым литературным трендам находится на своем месте. Эта премия очень важна. В отличие от "Большой книги", она не выдает бонусы уже известным писателям, а открывает новые имена. Так, в прозе мне очевидны открытия Евгении Некрасовой и Екатерины Манойло.
Премия "Ясная Поляна" также открыла сезон и принимает заявки. В ней тоже произошли изменения. Сохранилась главная номинация - "Современная русская проза". Осталась и номинация "Иностранная литература", где премиальный фонд делится между зарубежными авторами и их переводчиками. Это важно, потому что до сих пор переводческая деятельность у нас никак литературными премиями не поощрялась, а переводчики - это не "почтовые лошади просвещения", а кровеносные сосуды мировой литературы. Без них она осталась бы только в национальных границах.
В этом году премия за зарубежные переводы пополнится еще одной номинацией - "Пропущенные шедевры". Новая номинация будет отмечать произведение мировой литературы, по каким-то причинам незамеченное критиками и переводчиками в момент выхода книги в свет и открытое для нашего читателя уже после смерти автора.
В прошедшем году мы, по всей видимости, лишились одной важной литературной премии - "Национальный бестселлер". И хотя она формально только приостановила свою деятельность ввиду сложной общественно-политической ситуации, что-то подсказывает, что этой премии больше не будет. Так было с "Русским Букером".
По мне, так это очень печально.
Во Франции, кроме знаменитой Гонкуровской премии, есть еще "Ренодо", "Медичи", "Фемина", "Интералье" - и Франция только гордится этим.
Потеря "Русского Букера" и "Нацбеста" - это наше поражение на культурном фронте, а такой фронт, как ни странно, тоже существует. Мы не дорожим своими премиальными институциями, которые в других странах существуют не то что десятилетиями, а веками. Как, например, Нобелевская премия по литературе, созданная еще в начале ХХ века и худо-бедно сохранившая свое мировое значение до наших дней.
Вроде бы на смену "Нацбесту" пришла новая, объявленная в этом году премия - "Главкнига". Учредителями стали куратор фестиваля "ЛиТР" Вячеслав Коновалов и основатель издательского дома "Городец" Антон Треушников, который и занимался организацией "Нацбеста" в последние несколько лет.
Над названием новой премии уже успели посмеяться. "Главкнига" - Главрыба, Главлит и т. п. На самом деле лично я не вижу здесь ничего страшного. Так же в свое время смеялись и над названием "Нацбеста". А ничего - прижилось и стало тоже своего рода литературным брендом.
Тоже забавно! Литература - дело веселое, как говорит мой учитель в критике Евгений Сидоров. Все жанры хороши, кроме скучного, как говорил другой весьма умный человек.