15.02.2023
Кино и литература

Нелюбовь. Смерть. Роботы

Каким получился альманах «Антология русского хоррора» по произведениям русских писателей

Фрагмент постера к проекту «Антология русского хоррора: Красный состав» / kinopoisk.ru
Фрагмент постера к проекту «Антология русского хоррора: Красный состав» / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

16 февраля в онлайн-кинотеатре more.tv состоится эксклюзивная премьера одного из самых интересных отечественных кинопроектов этой зимы. После успеха анимационного альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» от Netflix нечто подобное вполне закономерно затеяли у нас. И не менее закономерно обратились к русскому литературному наследию. Только технократический лейтмотив (хотя и без кибер- и даже дизельпанка тут не обходится) здесь заменили ужастиками. Благо в творчестве отечественных писателей – как классиков, так и наших современников – этого добра хватает в достатке. Нам удалось посмотреть все шесть эпизодов до появления их онлайн.

Мультсериал называется «Антология русского хоррора: Красный состав», что, похоже, означает планы на его дальнейшее развитие. «Красную» тематику здесь можно трактовать по-разному, но к политической составляющей здесь всё отнюдь не сводится (но она, разумеется, частично присутствует) – зато алой жидкости на экране регулярно проливается изрядно.

Выборка произведений, на которые с разной степенью интенсивности опираются авторы, весьма эклектична. Ни один из короткометражных эпизодов хронометражем от 13 до 20 минут нельзя в полной мере назвать экранизацией, но некоторые из них всё же держатся достаточно близко к исходным текстам. Любопытно, что это тут касается 3/4 адаптаций классики.

«Крысолов» Александра Грина, сам по себе пронизанный потусторонней жутью, оборачивается настоящим горячечным макабром в лихих постреволюционных декорациях, где под каток иррационального ужаса попадают все – и большевики, и чопорная «контра». Изначальный идеологический подтекст Грина заметно размывается и трансформируется, зато эффект страха сгущается – и хеппи-энда ждать не стоит (кинематографисты вообще предпочитают более мрачную концовку этой истории – вспомним югославский фильм «Избавитель» хорватского режиссёра Крсто Папича).

«Семья вурдалака» предлагает несколько сокращённую версию знаменитого готического рассказа Алексея Константиновича Толстого, забавно перекликающуюся с тем, что предложили интерпретаторы гриновской повести, а «Гробовщик» по Александру Сергеевичу Пушкину, иронично стилизованный под советские сказочные мультики, не без остроумия обыгрывает хтонический сон Адриана Прохорова, превращая его в навевающую тяжёлые мысли быль.

Дальше всех из четырёх «классических» эпизодов ушёл от первоначального сюжета «Лесной царь» – знаменитая баллада здесь угадывается с большим трудом. Помещённое в сеттинг дистопического технологического будущего, в котором за все блага цивилизации нужно расплачиваться элементами свободы, повествование бичует как безголовых фанатов бесконтрольной цифровизации, так и параноидально настроенных радикальных луддитов. И больше всего похож на серию из антологии Netflix, которой создатели явно вдохновлялись. Ну и на «Чёрное зеркало», конечно.

Современная литература представлена рассказами «Можарово» иностранного агента Дмитрия Быкова (чья фамилия тут сатирически звучит в достаточно неожиданном контексте) и «Беспросветные» относительно малоизвестного автора Дмитрия Тихонова. В первом случае сценарий фокусируется больше не на быковском морализаторстве, а на нагнетании страха перед выдуманной им антиутопией, насыщая её пространство настроением зомби-хоррора.

А вот мультик «Князь» – более чем вольное переложение фэнтезийных «Беспросветных», от которых тут осталось ещё меньше, чем в «Лесном царе» от Гёте и Жуковского. Получилось, однако, задорно – где ещё увидишь постапокалиптический экшн а-ля «Безумный Макс» с вкраплениями русского Средневековья?

Словом, «Красный состав» получился очень разношёрстным и неровным, но в известной смелости ему не откажешь – как, кстати, и в качественной анимации, что у нас до сих пор встречается не так уж часто. Так что за продолжением «Антологии русского хоррора», буде оно случится, последим с превеликим любопытством.