Текст: Андрей Костров
Гильдия кинодраматургов Союза кинематографистов России при поддержке Министерства культуры РФ открыла прием работ на конкурс сценарных заявок для детско-юношеского и семейного кино «Кинкубатор» (в рамках киномероприятия «Уроки будущего»). В конкурсе три номинации: экранизации литературного произведения, истории юных авторов и работы профессиональных сценаристов.
В составе спикеров: Екатерина Шагалова (сценарист и режиссёр), Александр Карпиловский (режиссёр), Алексей Алешковский (руководитель проекта «Кинкубатор»), Ася Гусева (сценарист), Вера Водынски (режиссёр).
Были выдвинуты следующие условия для принятия заявки:
- Техника. Что это за произведение, какой жанр, будет ли оно сделано в виде полнометражного фильма или сериала.
- Хронометраж и сеттинг. Сколько серий (если это сериал), целевая аудитория, так как важно понимать, на какую группу рассчитано произведение.
- Лонглайн. Предложение в двадцать пять слов, краткая формулировка (описание главного героя и основного конфликта).
- Краткий синопсис. Текст на 1-2 страницы, где рассказывается вся история целиком с сюжетными ходами, поворотами и результатом.
На онлайн-встрече выдвигались следующие требования:
- Необходимо умело и чётко через текст подавать свою историю, дабы потенциальному читателю было интересно.
- Не рекомендуется использование зарубежных произведений для экранизации, чтобы в дальнейшем не было проблем с авторскими правами.
- Создание оригинальной истории.
Спикеры напомнили, что при экранизации не все детали и/или воспоминания могут попасть на экран, некоторые элементы могут остаться за кадром (касается не только действий, но и персонажей), исходя из точки зрения режиссёра. К тому же, как было сказано, кино отличается от книги действием и диалогами.
Также отметили, что российскому кино не хватает современных детских книг, которые можно было бы перенести на экран. Несмотря на то, что пионеры интересуют юных зрителей, тем не менее было заявлено, что желательно, чтобы история имела более актуальные и современные декорации. Однако, даже если события происходят в 80-х годах прошлого столетия, нужно уточнить – с какой целью автор использует конкретное время и что он этим хочет сказать.
Детское кино может иметь куда более широкий круг проблем. Тем более современный сюжетный диапазон на данный момент расширяется, жанровая тематика становится взрослее, несмотря на проявление цензуры в определённых местах. Это означает, что современные детские авторы должны не ограничиваться одними младшими зрителями, а создавать истории, которые будут интересны и взрослым.
Вера Водынски: "Есть прекрасные слова, которые в своё время сказал Сергей Михалков про детские стихи. Его спросили: «Как писать детские стихи?», он ответил: «Как для взрослых, только лучше!»"
«Авторы отечественных детско-юношеских фильмов склонны к эскапизму: современная реальность в них практически отсутствует. Мы хотим вернуть ее на экраны. Не уход от актуальных проблем, а их анализ — драматургический способ борьбы с деструктивным информационно-психологическим воздействием», — замечает руководитель проекта «Кинкубатор», президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский.
Также было процитировано послание от Министерства культуры РФ о том, что необходимо вернуть доверие к нашему кино, создать новый киноязык, а для этого важно изучать новые подачи и думать о максимальном взаимодействии детей и их родителей.
В конце обсуждения спикеры совместно с начинающими авторами детской литературы провели «мозговой штурм», проведя разбор гипотетических заявок.
Заявки на конкурс принимаются до 31 марта 2023 года на сайте проекта kinkubator.ru. Результаты первого тура будут объявлены там же 21 апреля.