03.04.2023
РГАЛИ

РГАЛИ. К 150-летию со дня рождения Вячеслава Лисенко (Артемьева)

Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства

Лисенко Вячеслав Константинович (псевд. Артемьев; 31 марта 1873, Москва – 4 февраля 1934, Киев) / РГАЛИ
Лисенко Вячеслав Константинович (псевд. Артемьев; 31 марта 1873, Москва – 4 февраля 1934, Киев) / РГАЛИ

Текст: Екатерина Бронникова, главный специалист РГАЛИ

Лисенко Вячеслав Константинович (псевд. Артемьев; 31 марта 1873, Москва – 4 февраля 1934, Киев)

Исполняется 150 лет со дня рождения Вячеслава Константиновича Лисенко, чей небольшой фонд хранится в РГАЛИ. В его составе несколько рукописей юбиляра и письма корреспондентов (В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.Д. Сытина и др.), прочно занимающих место в истории русской литературы рубежа XIX–XX вв. Однако имя фондообразователя, публиковавшегося под псевдонимами Альт, Бабий, Вячеслав Артемьев и другими, а также его сочинения практически забыты. Сохранилось немного биографических свидетельств о самом В.К. Лисенко, но история его жизни, восстановленная по крупицам, представляет безусловный интерес для исследователей отечественной литературы и спорта первой половины XX века.

Вячеслав Лисенко родился в Москве, учился во 2-м Московском кадетском корпусе, по окончании которого был принят в московское Александровское военное училище. Эти же кадетский корпус и училище окончил будущий писатель А.И. Куприн. В 1893 году молодой человек был выпущен из училища поручиком в 43-й пехотный Охотский полк, расквартированный в г. Луцке Волынской губернии. Скорее всего, В.К. Лисенко состоял на военной службе до начала 1910-х годов, а затем вышел в отставку по состоянию здоровья и сотрудничал в провинциальных газетах.

Учеба в военных заведениях и повседневная рутина военной службы, по-видимому, производили удручающее впечатление на молодого человека, и он начал записывать свои горькие наблюдения, ставшие основой повестей «Стены (Очерк военной жизни)» и «Архаровцы». В 1904 году в газете «Киевлянин» был опубликован его рассказ «Честь» − самая ранняя из встретившихся нам публикаций В.К. Лисенко. В журнале «Русское богатство» была опубликована в сокращении его повесть «Стены» (1908).

В 1900-е – 1910-е годы он жил на Украине (вероятно, в Луцке, Киеве и Харькове). Затем на некоторое время переехал в Самару, где был членом литературного общества «Слово» и печатался в местных газетах.

С середины 1920-х годов обосновался в Киеве.

До революции были изданы три книги В.К. Артемьева-Лисенко: «Стены и другие рассказы» (Книга 1-я: повесть и 10 рассказов. Киев: издательство «Гонг», 1910), «Архаровцы и другие рассказы» (Книга 2-я – повесть и 5 рассказов. Харьков: товарищество «Печатня С.П. Яковлева, 1911), «Власть плоти» (Книга 3-я – 14 рассказов о любви. Москва: книгоиздательство «Современные проблемы», 1915).

Сочинения В.К. Артемьева-Лисенко не стали событием в литературной жизни, они остались бы совершенно не замеченными в писательской среде, если бы автор не предварил свою 2-ю книгу предисловием, в котором написал об издательско-редакторском закулисье: «Еще очень молодым человеком я был твердо убежден, что мое призвание – призвание писателя, но это убеждение постоянно и неуклонно в течение десяти лет опровергалось редакторами почти всех русских журналов. Мои рассказы возвращались мне аккуратно из редакций “Северного вестника”, “Книжек недели”, “Вестника Европы”, “Русского богатства”, “Русской мысли”, “Современного мира”, “Мира Божьего” и других. Из моих рукописей образовывалось кладбище…» По словам В.К. Лисенко, он часто специально посылал свои сочинения со склеенными по углам воском страницами, но их возвращали с отказом в публикации нерасклеенными, а значит, − и непрочитанными. В предисловии было процитировано письмо А.И. Куприна к В.К. Лисенко о неосуществленных редакторских надеждах извлечь из произведений молодого писателя (в том числе, вероятно, и Лисенко) «нового Горького или Андреева»: «Есть произведения, в которых первые же, совершенно безграмотные, пошлые и вдобавок украденные у какого-нибудь бездарного автора страницы говорят о полнейшей непригодности остального матерьяла, но и такую вещь все-таки читаешь до конца, портя себе зрение, вкус и нервы.

Кто знает, – может быть, в этой простокваше содержится шальная, но оригинальная идея. Так думаешь, и в сотый раз убеждаешься, что 3–4 часа ушло на бесполезную, неблагодарную работу». Вот эта-то «простокваша» больше всего задела Лисенко за живое и, по-видимому, стала причиной его пылкого предисловия ко 2-й книге. Она же явилась той «оригинальной идеей», которая нашла отклик у литературных критиков и «прославила» имя незадачливого автора в истории отечественной литературы. Петербургский журнал «Современник» (ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизни, фактическим редактором которого в это время был А.В. Амфитеатров) в августовском номере за 1911 г. поместил, скорее всего, редакторскую рецензию, в которой был вынесен суровый, но вполне справедливый вердикт: несмотря на то, что Вяч. Артемьев несомненно является «хорошим, бойким, иногда чересчур хлестким рассказчиком, с недурным языком, со вкусом в накоплении образов», у него совершенно отсутствует «собственная физиономия и свое слово в творчестве».

Были и другие печатные отклики – В.Я. Брюсова, В.Н. Войтоловского, П.М. Пильского и др. За содействием в публикации своих сочинений В.К. Лисенко обращался к Л.Н. Толстому, В.Г. Черткову, Максиму Горькому и другим, однако его рассказы, очерки, стихотворные фельетоны печатались преимущественно в провинциальных газетах.

В первые послереволюционные годы весьма популярной и остро актуальной оказалась брошюра В.К. Артемьева-Лисенко «Царь Додон. Поэма. Посвящается всем царям, прошедшим, настоящим и будущим» (приложение к журналу «Горчичник») (Самара, 1918). Сатирический памфлет, написанный революционно-развязным слогом по отдаленным мотивам пушкинской «Сказки о Золотом Петушке», был посвящен событиям недавнего прошлого – правлению императора Николая II («Царь был хилый, недалекий, / Не оратор, не мудрец, / И хоть лоб имел высокий, / Но в сердцах плохой был чтец…»). Брошюра печаталась, вероятно, на средства автора, но тем не менее за один год выдержала порядка семи изданий. Однако эта популярность была сиюминутной… Нельзя отнести к творческим удачам и написанный В.К. Лисенко в 1920-е годы роман «Без подвига» − о жизни и бесславной кончине вдали от родины, в Нью-Йорке, русского эмигранта (Ленинград: Прибой, 1929).

Кроме писательства, у В.К. Лисенко было еще одно увлечение – с 23 лет он профессионально играл в русские шашки. На Первом чемпионате СССР по русским шашкам в Москве В.К. Лисенко занял четвертое место (1924), на Первом шашечном чемпионате Украинской ССР в Харькове – первое место (1925). В 1926 г. было напечатано его учебное пособие «Первая книга шашиста: Курс дебютов и принципы позиций. Руководство для начинающих» (Ленинград: Наука и школа, 1926), не утратившая до сих пор своего практического значения. В.К. Лисенко предполагал также написать руководство «Концы шашечных игр». По свидетельству организатора шахматно-шашечного движения в СССР, скульптора Василия Николаевича Руссо, «до последних минут своей жизни В.К. продолжал жить интересами шашечной жизни и за 2–3 часа до своей кончины еще просматривал экземпляр своего руководства, подготовляющийся ко второму изданию» (Шахматы и шашки в массы. 1934. № 4–5. С. 70).

В.К. Лисенко скончался в Киеве. Его писательский архив при посредничестве Д.В. Викторова-Чеховича был продан вдовой писателя Анной Георгиевной Лисенко в 1936 г. в Государственный Литературный музей (Москва), откуда поступил в 1941 г. во вновь созданный ЦГЛА (ныне РГАЛИ) и составил архивный фонд № 292. В фонде хранится 97 единиц хранения за 1901–1930 гг. Это тетради с рассказами, очерками, рисунками В.К. Лисенко, письма к нему писателей, публицистов, редакторов, издателей, в их числе: А.В. Амфитеатров, Л.Н. Войтоловский, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Н.А. Рубакин, В.Г. Чертков, Е.Н. Чириков, П.Ф. Якубович и др., а также письма из издательств и редакций, в основном с отказами печатать сочинения В.К. Лисенко. Любопытно, что свои рассказы, очерки автор писал на обороте записей шашечных партий, а на обороте листов некоторых писем к нему (например, от В.Г. Короленко: Ф. 292. Оп. 1. Ед. хр. 38) – записи шашечных матчей.


Иллюстрации:

  • 1. В.К. Лисенко. 1930-е гг. Из открытых источников.
  • 2. В.К. Лисенко. Автопортрет. 1894 г. Б., тушь, перо, цв. кар. РГАЛИ. Ф. 292
  • 3. В.К. Лисенко. Портрет [В.Г. Короленко]. 1910-е гг. Б., кар. РГАЛИ. Ф. 292
  • 4. А.И. Куприн. Письмо к В.К. Лисенко. Ок. 1911 г. РГАЛИ. Ф. 292
  • 5. Письмо издательства сборников «Знание» к В.К. Лисенко. 1 декабря (ст. ст.) 1908 г. РГАЛИ. Ф. 292
  • 6. В.К. Лисенко. Письмо В.Г. Черткову. 2 марта (ст. ст.) 1909 г. РГАЛИ. Ф. 552.
  • 7. Обложка и страница неопубликованной книги В.К. Лисенко «Писатель, редакция и критик». РГАЛИ. Ф. 292