Текст: П.Ю. Линьков, главный специалист РГАЛИ
Ефим Алексеевич Придворов, более известный как Демьян Бедный – фигура в русской культуре ХХ века в высшей степени неоднозначная. Мнение это далеко не новое. Уже современников творчество литератора разделило на два лагеря. Одни считали его певцом новой эпохи, истинно пролетарским поэтом. Другие же заявляли о полнейшей безвкусице его произведений, их грубости и «кондовости». Примечательно, что даже покровители Демьяна Бедного, расположением которых он активно пользовался, со временем изменили мнение о его творчестве на диаметрально противоположное.
Будучи студентом Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, сын прачки, юный Ефим начал свою литературную деятельность со стихов, проникнутых патриотическим пафосом. Изменение их тематики и тональности произошло вскоре после сближения с В.Д. Бонч-Бруевичем. Тогда же Придворов выбирал себе и псевдоним «Бедный», который был прозвищем его дяди, ярого атеиста и бунтаря.
Ефим Алексеевич начал активно печататься уже в период оппозиционных выступлений 1905−1907 годов, хотя своими публикациями в «Правде», «Невской звезде» и «Нашем пути» вызывал пристальный интерес со стороны полиции. Однако подлинный расцвет «пролетарского», как он себя называл, поэта Демьяна Бедного наступил после февраля 1917 года. Его стихи и басни приобретают огромную популярность среди партийной верхушки; в частности, сам В.И. Ленин сначала очень тепло отзывался о творчестве поэта. Известный факт переезда Демьяна Бедного вместе с лидерами партии в начале 1918 года из Петрограда в Москву и заселение в квартиру в Большом Кремлевском дворце свидетельствует о многом.
Поэт жил весьма насыщенной жизнью: он регулярно выступал на митингах, солдатских собраниях и концертах. Во время Гражданской войны Бедный активно вел агитационную работу среди красноармейцев. В эти годы стало популярным его стихотворение «Проводы», больше известное как военная песня «Как родная меня мать провожала».
Пожалуй, одним из наиболее явных свидетельств признания партией творчества поэта и его вклада в дело строительство нового общества стало вручение ему в 1923 году Ордена Красного Знамени, причем Демьян Бедный первым из литераторов удостоился этой боевой награды. В сопроводительной грамоте говорилось, что произведения писателя, «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, — зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы».
В 1925 году вышло первое полное собрание сочинений поэта, а общий тираж всех его изданных книг в 1920-е годы превышал миллион экземпляров.
Но далеко не все современники ценили творчество Демьяна Бедного. Некоторые литераторы были категорически против засилья «демьянов бедных». Скажем, теоретик имажинизма В.Г. Шершеневич писал, что пролетарские поэты, подобные Демьяну Бедному, на самом деле «не несут никаких завоеваний ни в области формы, ни в области идеологии». Даже партийным деятелям подчас претили сочинения Бедного, который в погоне за успехом любил ругать не только царизм и его наследие, но не щадил порой и своего отечества. Возможно, не без притворства писатель даже в «покаянных» стихах усердствовал: «хватал сгоряча мимо слов Ильича».
В ходе партийной борьбы после смерти Ленина Демьян Бедный решил поддержать И.В. Сталина, что на какое-то время помогло ему остаться на литературной передовой. В этот период он продолжал писать стихи на острые политические темы: о победе Советской армии над китайскими милитаристами, строительстве колхозов, об антирелигиозной пропаганде. Пожалуй, наиболее яркими произведениями того времени можно назвать стихотворения «Нас побить, побить хотели!», «Черта с два!» и, конечно же, атеистическое «евангелие» − «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».
Все эти заигрывания с властью позволяли Демьяну Бедному пользоваться различными привилегиями. Известно, что ему был выделен специальный железнодорожный вагон для поездок по стране с пропагандистскими целями; как ряд заслуженных партийцев поэт получил право лечения и отдыха за границей, − в 1928 году он был отправлен в Германию для лечения осложнений, возникших из-за сахарного диабета.
Однако близость к власти, как известно, редко заканчивается благополучно. В 1930 году фельетоны Демьяна Бедного «Перерва», «Слезай с печки» и «Без пощады» были раскритикованы Секретариатом ЦК КПСС. Сталин, прежде всегда дававший работе писателя положительную оценку, писал: «…[Вы] стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что “лень” и стремление “сидеть на печке” является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый, т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ…». Однако существа этой критики поэт не понял и не принял.
В 1935 году НКВД обнаружил тетрадь с нелицеприятными записями Демьяна Бедного о некоторых деятелях партии. Через год оперу «Богатыри» на либретто поэта сняли с показа.
В творческой жизни Демьяна Бедного наступило опасное затишье: полное собрание сочинений поэта больше не печатали, его произведения не публиковали, имя убрали из всех учебных программ, а в 1938 году исключили из партии (восстановлен он был уже посмертно, в 1956 году).
В годы Великой Отечественной войны он вновь начал выступать в печати, однако до былой славы было далеко.
* * *
Фонд Демьяна Бедного поступил в ЦГЛА из Государственного литературного музея еще при жизни поэта, в 1941 году. В дальнейшем он пополнился также материалами из фонда А.В. Луначарского и ряда других известных деятелей, в переписке с которыми состоял. Документы, связанные с жизнью и деятельностью поэта, можно найти и в других фондах архива.
Конечно же, наибольший интерес представляют автографы. Среди них – рукописи его стихотворений, басен и фельетонов («Ад и рай, что хочешь, то и выбирай», «Слезай с печки» и др.), повести «Про землю, про волю, про рабочую долю», поэмы «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», либретто оперы «Богатыри» и многие другие.
Любопытна также переписка Е.М. Придворова с В.К. Блюхером, М.А. Бонч-Бруевичем, В.П. Катаевым и другими, различные изобразительные материалы, значительную часть из которых составляют карикатуры и дружеские шаржи, выполненные современниками поэта.
- Иллюстрации:
- 1. Демьян Бедный. Фотография. 1926. РГАЛИ. Ф. 377. Оп. 2.
- 2. Демьян Бедный. Фотография. 1921-1945. РГАЛИ. Ф. 377. Оп. 1.
- 3. Честь красноармейцу. Стихотворение, автограф. 1920. РГАЛИ. Ф. 377.
- 4. Шарж Б. Ефимова на Демьяна Бедного. 1925. РГАЛИ. Ф. 377. Оп. 1.