26.05.2023
Фестивали

«Русский Гофман»: в аистином краю

Как прошел VIII Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман» в Калининграде

Замок Гердауэн и Маргарита из рода присматривающих за кирхой жителей. Фото: предоставлено организаторами фестиваля
Замок Гердауэн и Маргарита из рода присматривающих за кирхой жителей. Фото: предоставлено организаторами фестиваля

Текст: Галина Калинкина

Чебуреки, тюрьма, крестоносцы, подземелье, башни Бисмарка, аисты, надгробные плиты, красные каштаны, лютеранские кирхи, дома-элеваторы, тевтонские замки, покои шведской королевы, театральные подмостки, немецкие телеграфные столбы, шлюз Мазурского канала, стихи, баттлы – даже не стоит пытаться угадать, чем все это связано; что-то да выпадет из ассоциативного или логического ряда. И тем не менее, общее здесь есть – это принадлежность к литературному конкурсу-фестивалю «Русский Гофман», организатором и вдохновителем которого восемь лет подряд выступает поэт, меценат, председатель Калининградской писательской организации Борис Бартфельд.

В VIII сезоне «Русского Гофмана», который традиционно проводился в Калининграде и области с 14 по 21 мая 2023 года, приняли участие 1445 авторов из 30 стран мира: Австрия, Армения, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Португалия, Россия...

Писатели и поэты, попавшие в шорт-лист – а это ни много ни мало 72 автора – приглашались для очного участия в фестивале. Шорт-листерам ежедневно устраивали пешие прогулки по городу, например, к башне Врангеля, Закхаймским воротам и оборонительным сооружениям Литовского вала, а также организовывали экскурсионные поездки на Куршскую косу, дюну Эфа и в города и посёлки области. Ну и конечно проводили круглые столы, мастер-классы с издателями и редакторами «толстых» журналов, Литературной и Роман-газеты.

Каждый день, насыщенный и не повторяющийся, заканчивался чаепитием в «кают-компании» и душевными разговорами, спорами о проблемах и тенденциях развития современной поэзии и прозы, рассказами о собственном опыте общения с литературными редакциями.

Финальная очная часть конкурса 19 мая завершилась торжественным награждением победителей в старинном тевтонском замке. Церемония в замке Инстербург началась с гала-концерта, состоявшего из сценических картин по сказкам Эрнста Теодора Амадея Гофмана от Театра «Белая роза» и выступлений лауреатов конкурса и членов жюри. Поздравительные речи, как же без них, произнесли учредитель конкурса Борис Бартфельд, а также члены жюри – писатель Дмитрий Воронин, издатели, редакторы Наталья Гранцева («Нева»), Владимир Шемшученко («Литгазета»), секретарь Союза писателей России Нина Ягодинцева (Челябинск) и представители ЛИТО «Радуга» из города Саров.

Фестиваль-конкурс проводился по следующим номинациям:

  • - поэзия: свободной тематики любых поэтических форм;
  • - проза: рассказы и повести свободной тематики;
  • - проза сказочная, фантазийная;
  • - публицистика и эссеистика.

И отдельно – публичные «живые чтения» на воздухе.

Лауреаты по четырём основным номинациям – это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Воронежа, Великих Лук и Архангельска. Каждая из номинаций предполагала по три призовых места, но победителей вышло всё-таки больше двенадцати; некоторым участникам жюри выставило одинаковое число баллов, увеличив тем самым количество лауреатов.

Из 1445 заявок целых 650 – в номинации Поэзия. Поэты, как оказалось, креативны и активны, ищут публичности и не боятся читать на высоте – например, в полуразрушенной кирхе Гердауэн, которую взяло «на поруки» семейство, проживающее из рода в род поблизости уже несколько веков подряд. Победителями в поэтическом баттле под открытым небом во дворе рыцарского замка Инстербург в ходе «живого чтения» стали поэты из Архангельска, Санкт-Петербурга и Зеленограда. Все победители награждались дипломами, фирменными значками и футболками с логотипом «Русского Гофмана».

К слову, как донеслось из закулисья, наиболее острая борьба развернулась в номинации Публицистика и эссеистика – очень уж высок был уровень представленных работ.

Личная победа в конкурсе, конечно, важна – но также бесценен и опыт общения с коллегами, с представителями смежных жанров, с известными писателями, с опытными издателями и редакторами. Не менее важен и просветительский аспект, расширение культурологического кругозора, смена горизонта с городского на сельский, и наоборот. Возможно, участникам прошедшего фестиваля запомнятся истории сохранения лютеранских кирх в Гердауэн и Алленбурге силами волонтёров, легенда о захоронении Маргарет – дочери богослова Мартина Лютера у Мюльха́узенской кирхи, тюрьма в готическом Орденском замке Тапиау, где расквартировывалось когда-то «Великое посольство», подземелье Инстербурга с его поверьями о рыцарях Тевтонского ордена, узкая винтовая лестница на 62-метровую замковую башню кирхи Святого Георгия, откуда Наполеон наблюдал за отчаянной борьбой русских казаков в битве под Фридландом... А может быть, ярче прочего отразятся в памяти и душе бесчисленные аистиные гнёзда с птенцами: на кирхах, жилых домах, телеграфных столбах, высоченных деревьях; запомнится аистиный размах крыльев в свободном мирном полёте; запомнится сама калининградская земля – край аистиный, а значит, счастливый.