30.05.2023
Премия «Лицей»

Поэтический «Лицей – 2023». Сидя перед белым листом

Размышления организатора поэтических вечеров по прочтении Короткого списка поэтической номинации премии «Лицей» 2023 года

Фото из группы премии «Лицей» во ВКонтакте
Фото из группы премии «Лицей» во ВКонтакте

Текст: Данил Файзов (поэт, соорганизатор проекта «Культурная инициатива»)

Сложно найти более бесперспективное занятие, нежели сидение перед чистым листом в попытке проанализировать чистый лист, то есть стихи десятка молодых стихотворцев, вошедших в Короткий лист премии «Лицей». В отличие от других лет — шапочно знаком с текстами пары-тройки финалистов. Даже Длинный список казался более знакомым.

Тем должно быть интереснее. Казалось бы. Однако множество самых разнообразных причин, от неназываемых до вполне проговариваемых, позволяет зафиксировать: данные стихи почти ничего не говорят о состоянии современной русской поэзии. Скорее — о состоянии современной литературной жизни, и это повод лишний раз напомнить, что между поэзией и литературной жизнью ставить знак равенства не стоит никогда.

От поэзии, тем более от поэзии молодой, не стоит ждать ответов на вопросы. У неё вообще другие задачи. Не останавливать или провоцировать катаклизмы и прочее, а – другие. Скорее – вопросы задать. Но это не означает, что она должна быть беззуба и живёт в некоей высокой башне. А то, что нам представлено — где-то там рядом. Но в том у меня меньше всего желания осуждать экспертов премии «Лицей». Этические и эстетические выборы ныне для любого высказывания в сфере словесности особенно ответственны.

Пытаясь выстроить существование в нынешнем мире, шорт-лист демонстрирует нам квотный принцип. То есть в рецепт его создания должно попасть по чуть-чуть изо всех возможных уголков. Немножко патриотичности (но без кликушества), немножко свободных стихов (но без того, что может быть прочитано как явный или скрытый призыв к свободомыслию), ну, в общем, средняя температура по больнице. Такой метод составления тоже возможен, при наличии трёх-четырёх премий для начинающих стихотворцев, и там все цветущие цветы в сумме по трём-четырём полянам как раз дадут некоторое общее поле. Но премия для молодых у нас одна, и в данном случае мы видим, что из художественных стратегий категорически преобладает силлабо-тоника, условное сетеписьмо со всей его необязательностью, растущее или из конвенциональной советской поэзии, либо из тех или иных образцов песенной лирики. Если бы я улетел на несколько лет на Марс и не был курсе новостей последних лет, я бы сильно удивился тому, чем стала молодая русская поэзия за это время. То есть: не было во второй половине XX века Ольги Седаковой, Всеволода Некрасова, Виктора Кривулина, Елены Шварц, Генриха Сапгира, Виктора Сосноры, Леонида Аронзона. Да Егора Летова и Дмитрия Озерского, чёрт возьми, не было, а были лишь паблики вконтакте!

Однако ж это не вина премии, а её беда и проблема, ибо я лично знаю десятка три авторов, которые могли бы быть в этом списке, но или не подавались, или осторожность, объяснимая, повторюсь, экспертов, не дала им шансов оказаться в шорт-листе.

Пройдёмся, однако ж по персоналиям.

Мария Александрова. Православная лирика, в целом вполне симпатичная, а первое стихотворение — «Я еще не проснулась, а иву уже пилили./ Приговор ей вынесли еще раньше, / Когда она казалась мне вечной…» вполне замечательное и смелое — потому и первое, видимо… Но лирический темперамент автора всё же не выдерживает этого напряжения, и далее чуть спадает…

Марина Ерофеевская. Автор неровный, вроде мастеровитый, но вот это: «Снег на Севере белый, как молоко…» — не только банально, но и бывало уж написано на более высоком уровне, ср. у Светланы Кековой: «В Лапландии печальной так легко / сказать что снег похож на молоко…» Но вообще — подборка насыщена трюизмами, попытки выхода на метафизические обобщения пока неудачны.

Варвара Заборцева. В пандан к предыдущему: «И зимы на Севере белые, / И ночи июньские белые…» Но в определённой безыскусности (внешней) есть как раз голос живой, голос Русского Севера, в чём-то сходный с голосом Наты Сучковой, но значительно более тихий, что в данном случае не укор. Возможно, лично мне чуть не хватает лексического богатства — иногда проскальзывают симпатичные диалектизмы, но слишком иногда.

Ефросиния Капустина. Первый текст кажется попыткой к говорению чего-то очень важного, но количество общих мест зашкаливает, ну и некоторая языковая глухота. «Птицы летят южнее…» — даже если учесть, что ранее говорилось о перелётных — читается не как «птицы летят на юг», а как «западнее», «восточнее» относительно автора. Далее — некоторая каша из православия, фолк-музыки (псевдоязычества) и т.д. Например: «Спи, моя радость. Расти, пророк. / Снегу-то намелось! / / Где-то ложатся Христу под бок: / Лошадь, медведь и лось». Говорить серьёзно тут у меня не выйдет.

Марья Куприянова. Тот редкий случай, когда со стихами был знаком до. И первое стихотворение подборки кажется попыткой взять ноту очень высокую. Даже вполне себе удавшуюся попытку. За строчку «без пяти минут санитарку…» и ряд других слов искренне благодарен. Но — как и положено — первое стихотворение ударное, а далее не так мощно, как хотелось бы. Однако и не провально.

Андрей Панюта. Ну, это для меня вообще удивление — беспомощные тексты, пытающиеся оттолкнуться от лауреатских и прозвучавших пару лет назад стихов Малиновской и Васякиной, и выпады делаются в адрес тех, кого сейчас обидеть безопасно, отчего вдвойне неловко. но предлагаемая альтернатива неумела, скучна и банальна. «Она была красива и нага, / И свет луны терялся в чёрных кудрях. / Плывущие по небу облака / Касались её ласково как будто». Я не буду говорить, что «кýдрях-будто» – это плохая рифма, нет — и так тоже можно. Не то беда, другое беда: ведь сейчас даже на орфоэпический словарь тратиться не нужно — поисковик легко подскажет молодому поэту, что ударение должно падать на второй слог: «кудря́х».

Степан Самарин. Ещё один автор, который мне знаком лично, но не близко. Очень интересный поход по тропинкам, пролагаемым Михаилом Айзенбергом и Дмитрием Веденяпиным, к стихам, которые являются чистым дыханием. Но, в отличие от упомянутых мэтров, Степан не столь богат лексически, да и житейски — помоложе чуток. Впрочем — это читать интересно, и на этих незакрытых путях удачи возможны: «жизнь // может быть тебя надо // доставать тёплой ладонью / ранкой — зачёрпывать сколько / ты уместишься в ней легонько / и опять — посреди глухоты, ночью / вызволять / — как монетку из недр колодца // золотой проглянешь каёмкой».

Сергей Скуратовский. Неформальство чистой воды, намешать в одну кучку Гомера, Георгия Победоносца, вставить в реальность — метод решительно не новый, для альтернативной музыки – можно стать гуру и небольшим бг в узких кругах. Пошловатые, но запоминающиеся силлогизмы: «И всё выпадает Лето Господне — две тысячи двадцать одно». Есть одно но — если включение в подборку одного стихотворения дважды (я про «эта печаль проста, предельно проста») с финальным «Так легче запомнить. Выучишь — приходи» не случайный сбой, а какая-никакая игра — может, что и слышит автор, это было бы хорошо.

Мария Тухватулина. «полынья — / Как зеркало небес…» в таких местах уже хочется закончить читать — потому что скучно. Но — простенькое как бы «Стих-е о не о фигурном катании» предполагает некоторую робкую надежду.

Артём Ушканов. Самый искушённый автор, осмысленный, но расстраивает некоторая необязательность. «звонит каратал спрятан в неё как в подвал…» Узнать гидроним Каратал не составит труда даже не очень сведущим в географии людям. Однако ж появившись в стихотворении ниоткуда, он также исчезает в никуда, оставляя в недоумении. Таких примеров, как и примеров «красивостей» вроде: «из одной капли уксуса и искýса…» достаточно много. Но осмелюсь предположить, что избыточность в данном случае может со временем оформиться во что-то культурно вменяемое.

Цитировать удачи текстов несколько труднее, чем ловить блох, поэтому ограничимся здесь теми фрагментами, что приведены, я и так, возможно, слишком суров. Ставки, кто хочет, делайте. Я не буду — выбор жюри да пусть будет не зависеть от моего мнения никак. Но пусть мы не станем забывать (да, в такой вот форме), что это не вся русская молодая поэзия. А только незначительная её часть, пусть местами и вполне себе одарённая.

Напоминаем, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Напоминаем также, что ГодЛитературы.РФ проводит народное голосование премии «Лицей», итоги которого будут подведены вместе с итогами работы профессионального жюри. Ознакомиться лично с конкурсными подборками и отдать свой голос можно здесь.