04.07.2023
Литературные музеи

Сокровища в черновиках: от Брюсова до Сарьяна

Валерий Брюсов и Мартирос Сарьян стали героями выставки в Ереване

Фото: ГМИРЛИ имени В. И. Даля
Фото: ГМИРЛИ имени В. И. Даля

Текст: Андрей Васянин

От двери Ереванского государственного университета имени Брюсова до двери Дома-музея Мартироса Сарьяна – две минуты пешком. Они совсем рядом и в здешнем культурном пространстве, великий армянский живописец – и самый, наверное, почитаемый в республике русский поэт, в 1923 году получивший звание «Народный поэт Армении». А сейчас, в год 150-летия со дня рождения Валерия Брюсова, они сошлись на открывшейся в Доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване и организованной Государственным музеем истории российской литературы имени Даля выставке «Взлёт огня…». В одном из немногих реализующихся сегодня международных культурных проектов участвуют также Брюсовский научный центр университета имени Брюсова, Дом-музей Ованеса Туманяна, Музей литературы и искусства имени Егише Чаренца.

...Первое что видишь, входя на выставку – портреты Брюсова и Сарьяна на прозрачных струящихся тканях в центре зала. А за ними то, что этих героев однажды объединило – изображение богато украшенной орнаментом обложки книги «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней редакцией Валерия Брюсова».

Интерес к литературе Армении вспыхнул у Брюсова в 1915-м, когда он взялся за редактуру этой капитальной антологии. Любовную лирику, военные песни, народный эпос, гимны армянской церкви, поэзию ашугов и новую поэзию русских и турецких армян для антологии переводили, кроме Брюсова (выучившего ради этого армянский), Сологуб, Бунин, Блок, Ходасевич и другие. А оформляли книгу молодые армянские художники Мартирос Сарьян и Вардгес Суренянц.

«Взлет огня...» – это слова из стихотворения Брюсова «В такие дни», в котором он описывает время, объединившее, по мысли организаторов выставки, две яркие, огневые личности своего времени, Сарьяна и Брюсова. Считалось, что до «Антологии...» поэта и художника ничего не связывало, но вот на фото – интерьеры дома по Большой Дмитровке, где заседало организованное Брюсовым Московское Общество свободной эстетики. А вот список его членов, где вместе с Андреем Белым и Валентином Серовым значится и Сарьян. В письме к жене в 1916 году художник, побывав на публичной лекции Брюсова, удивляется тому, как Брюсов, не армянин, открывает армянам глаза на достоинства их поэзии.

Проект рассказывает о десяти годах активной работы двух мастеров в радикально менявшемся мире: 1914–1924 годы — время Первой мировой войны, двух революций и первых послереволюционных лет, когда рушилась старая и формировалась новая жизнь. Куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела «Музей Серебряного века» ГМИРЛИ Моника Орлова благодарна своей коллеге Софье Сарьян, главному хранителю фондов Дома-музея Мартироса Сарьяна за идею разместить экспозицию на первом этаже Дома-музея, а не выше, где висят полотна Сарьяна – иначе яркие цвета великого колориста затмили бы сдержанный антураж писательской выставки. А тут свои сокровища – автографы, черновики, редкие фото, графика, книги с дарственными надписями.

Там, где «Взлет огня...» рассказывает о творческой работе Брюсова в годы создания «Антологии армянской поэзии с древнейших времён до наших дней», есть переданные на выставку Брюсовским научным центром ЕГУ им. Брюсова тетради, по которым поэт учил армянский. Здесь же листы корректуры «Антологии...» с собственными правками Брюсова из Музея литературы и искусства имени Чаренца. «Неизменно обаятельному Максиму Горькому в знак признательной памяти о беседах. Валерий Брюсов» – это надпись на экземпляре «Антологии...», подаренном Брюсовым Максиму Горькому, который и свел поэта с Московским армянским комитетом, задумавшим книгу. Посетители выставки останавливаются у макета единственного в мире памятника Брюсову работы Ара Саргсяна – сам памятник стоит у входа в Университет имени Брюсова.

Но экспозиция, один из героев которой – Мартирос Сарьян, не могла также не стать небольшой выставкой работ мастера. Семья художника передала на выставку графику – здесь ранний рисунок тушью «Горский танец», карандашный автопортрет Сарьяна 1917 года, набросок автопортрета, на котором кудрявый чуб склонившегося над листом художника чуть-чуть не касается кончика его пера, портрет друга Брюсова поэта Ованеса Туманяна... Но главный раритет выставки – безусловно, экземпляр «Поэзии Армении с древнейших времен до наших дней редакцией Валерия Брюсова». Книгу только что отреставрировали в Матенадаране, научно-исследовательском центре при правительстве Республики Армения, и на российско-армянскую выставку она попала даже раньше, чем встала в музейную экспозицию.