08.07.2023
Light

Семь книг, действие которых происходит на курортах

«Дама с собачкой», «Ночь нежна» и еще несколько летних – вернее даже пляжных – произведений

7 курортных книг. Фото: pxhere.com
7 курортных книг. Фото: pxhere.com

Текст: Вячеслав Немиров

Лето – время отпусков и заслуженного отдыха. Отели, пляжи и санатории часто становились местом действия замечательных литературных произведений. Вспоминаем некоторые из них.

«Дама с собачкой». Антон Чехов

Хрестоматийный рассказ мастера короткой прозы, который бесчисленное количество раз экранизировали и ставили на театральных подмостках. Владимир Набоков в «Лекциях по русской литературе» так писал о творческой манере Антона Павловича: «Чехов входит в рассказ «Дама с собачкой» без стука. Он не мешкает».

История страсти, вспыхивающей между скучающим москвичом Дмитрием Гуровым и Анной Сергеевной фон Дидериц разворачивается на фоне прекрасных пейзажей Крымского полуострова. Оба героя несчастны и скованы узами брака – из-за чего их лишь сильнее влечет друг к другу. Чехову удается рассказать простую, в сущности, историю курортного романа «с продолжением» так, что захватывает дух.

«Карибская тайна». Агата Кристи

Хорошо закрученный детектив – прекрасный спутник в любом путешествии. Агата Кристи за свою долгую творческую жизнь написала больше 60 таких детективных романов. Кажется, ее герои бывали на всех материках, во всех концах света.

В романе «Карибская тайна» хорошо знакомая читателями мисс Марпл отправляется поправить здоровье на Барбадос, подальше от неразгаданных тайн и шокирующих убийств. Но несчастной старушке никуда не деться от детективной работы – даже в отеле на крошечном островке в Карибском море начинают происходить загадочные убийства.

Сначала от сердечного приступа умирает славившийся отменным здоровьем пожилой майор Пальгрейв, рассказавший мисс Марпл о неком мужчине, убивавшем своих жен, инсценируя самоубийства. Следом гибнут и другие люди, хоть что-то знавшие о загадочном женоубийце. Как это обычно и бывает, Мисс Марпл приходится браться за дело.

«Платформа». Мишель Уэльбек

Французский прозаик Мишель Уэльбек славится как отменным литературным талантом, так и провокационными темами, которые поднимает в своих произведениях. Роман «Платформа» – не исключение.

Главный герой Мишель, получив богатое наследство от умершего отца, отправляется в Таиланд в поисках острых ощущений. Там он знакомится с туристическим агентом Валери и вместе с ней строит планы по организации туров в азиатскую страну для европейцев, ищущих экстремальных наслаждений.

Творческий метод Уэльбека – сочетание натурализма и пронзительного психологизма. Каждый роман именитого француза оставляет горькое послевкусие и не вселяет оптимизма – но на контрасте с прозой Уэльбека жизнь, определенно, кажется более яркой и спокойной.

«Ночь нежна». Фрэнсис С. Фицджеральд

Классик литературы «потерянного поколения» Фрэнсис С. Фицджеральд обеспечил себе мировую известность романом «Великий Гэтсби», однако в его послужном списке есть еще как минимум несколько больших литературных удач. Сам писатель разделял все написанное на две категории: «настоящие вещи» и «ширпотреб для популярных журналов». И предпоследний свой роман «Ночь нежна» он без сомнений относил к первой категории.

«Ночь нежна» повествует о растянувшейся на десятилетия истории любви психиатра Дика Дайвера и звезды Голливуда Розмари. Впервые герои знакомятся на пляже одного из французских курортов:

В одном приятном уголке Французской Ривьеры, на полпути от Марселя к итальянской границе, красуется большой розовый отель. Пальмы услужливо притеняют его пышущий жаром фасад, перед которым лежит полоска ослепительно яркого пляжа.

Красивая и печальная история о несостоявшейся любви, превратившейся лишь в череду случайных встречи и воспоминаний, напоминает о том, насколько в жизни все зависит от случая. А красота французских курортов, шум парижских улиц и спокойствие швейцарских пейзажей, в декорациях которых происходит основное действие романа, лишь подчеркивают трагичность истории.

«Игрок». Федор Достоевский

Настоящий писатель любую жизненную неудачу умеет превратить в бесценный сюжет. Так вышло и с Федором Достоевским: в 1863 году писатель отправляется в путешествие на немецкие курорты, где в то время особенной популярностью пользовалась игра на рулетке. Как оказалось, азартной натуре Достоевского игра на деньги была противопоказана – писатель проигрался вчистую.

Чтобы избавиться от долгов, Достоевский заключил контракт на скорейшее написание нового романа. Им и стал «Игрок», созданный Федором Михайловичем не без помощи стенографистки и будущей жены Анны Сниткиной.

Действие романа разворачивается на вымышленном немецком курорте Рулетенбург. Даже по названию места действия легко догадаться, что основа местной экономики – азартные игры. В город прибывает отставной генерал, вся семья которого ждет смерти богатой бабушки, чтобы, наконец, получить колоссальное наследство. Вместе с генеральскими родственниками сюда приезжает и главный герой романа – учитель Алексей Михайлович, влюбленный в Полину, одну из дочерей главы семейства.

«Игрок» – роман напряженный и нервный, в нем колоссальные выигрыши соседствуют с умопомрачительными проигрышами. После прочтения читатель совершенно точно будет знать названия всех основных европейских валют середины XIX века. И наверняка усвоит, что азартные игры – не лучший вид отдыха.

«Монт-Ориоль». Ги де Мопассан

Сюжет романа «Монт-Ориоль» французского писателя Ги де Мопассана, хорошего друга Ивана Тургенева, повествует не об отдыхающих, а об изнанке курортного бизнеса – тема, очень редкая даже в современной литературе.

«Монт-Ориоль», как и прочие произведения Мопассана, – текст разноплановый. С одной стороны, это история о том, как беспринципный банкир Вильям Андермат задумывает создать собственный курорт после того, как на участке крестьянина Ориоля – неподалеку от места, где на водах лечится супруга Андермата, – открывается минеральный источник. С другой, в романе есть и классическая для писателя любовная линия – молодая жена банкира влюбляется в ветреного светского льва Поля Бретиньи.

Бытовые детали из жизни разных слоев французского общества, яркая палитра романтических переживаний, неожиданные встречи и горькие расставания – всего этого здесь с избытком. Словом, «Монт-Ориоль» – это большой французский роман в самом хорошем смысле этого слова.

«Солнечный удар». Иван Бунин

Если список «курортных» произведений начинается с «Дамы с собачкой», прекрасного и небольшого рассказа о скоротечном курортном романе-приключении, то закончить просто необходимо произведением еще одного классика русской литературы и мастера краткости. Речь о первом русском лауреате Нобелевской премии по литературе – Иване Бунине и его рассказе «Солнечный удар».

В этом тексте все почти так же, как у Чехова. Писатель тоже начинает, по выражению Набокова, «без стука», никакой экспозиции:

После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней.

«Солнечный удар» даже короче «Дамы с собачкой», но уровень мастерства, с которым исполнены оба рассказа, совершенно точно сопоставим. Главный герой, поручик, встречает на пароходе, идущем по Волге, женщину, и сразу же между ними вспыхивает страсть. Однако уже на следующее утро незнакомка оставляет о себе лишь воспоминания. Краткое мгновение умопомрачительного влечения, подобного солнечному удару в летний день, – центральный образ рассказа.

Заканчивается один из ярчайших «курортных» текстов русской литературы также «на полуслове»: и можно без лишней скромности утверждать, что последние предложения «Солнечного удара» своей емкостью и яркостью образа поднимают прозаическое мастерство Бунина на недосягаемую высоту.

А что там в конце? Перечитайте и узнаете!

Бонус от редакции

"Волшебная гора". Томас Манн

Описанный Томасом Манном высокогорный альпийский курорт – особое место. Во-первых, это туберкулезный санаторий. А во-вторых, под пером Манна реальный Давос (прототип описанного курорта) превращается в некий идеализированный мир застывшей belle epoque, обитатели которого со вкусом спорят об отвлеченных предметах, изящно флиртуют и с достоинством умирают. Манн начал писать его в 1912 году как предупреждение о грядущей войне, а закончил только в 1924-м – уже как объяснение, как она оказалась возможной. Но всё-таки прежде всего – это роман о курортной безмятежности, оставляющей место и время для работы духа.