Текст: Елена Новоселова/РГ
- Нарушение нормы часто создает особый эффект, и совсем не обязательно неприятный. Знаменитые «черномырдинки» вроде бы построены на языковых ляпах, но при этом они и смешные, и остроумные, и глубокие. По крайней мере, самые удачные из них. Язык Черномырдина – очень интересное и яркое явление. Мы же понимаем, что он не придумывал свои афоризмы, как часто бывает (есть специалисты, которые этим занимаются). Черномырдин так говорил! И у него получались фразы, над которыми, с одной стороны, хочется смеяться, а с другой, если подумать, они все бьют в точку. Мудрость в них особая. Очень интересно иногда сталкиваются в одном предложении чиновник и народный балагур, русский мужик со своей глубокой философией. Получаются эффектные парадоксы. «Отродясь такого не было», - убеждает нас чиновник. – «И вот опять!» - иронизирует народ. Но даже те «черномырдинки», где такого противостояния нет, поражают своей искренностью.
Один из важных приемов у Черномырдина – это фигура умолчания. Особенно сильный эффект получается, когда умалчивается слово непечатное. «Кто попытается мешать, о них знаем мы в лицо, правда, там (…) не назовешь это лицом». Кое-что пропущено, но мы сразу понимаем, что там должно было быть. И на этом основан комический эффект. Или: «Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы – мужики, и знаем, на чем сидим».
Использует он и каламбуры. И набор этих приемов говорит о высоких ораторских качествах политика, хотя многие «черномырдинки» кажутся косноязычными высказываниями. Но если разобраться, смысл, который хотел донести автор, всегда доходит до слушателей. И эта некая неуверенность в правильности сказанного тоже создает особую речевую атмосферу.
Думаю, что «Здесь вам не тут» или «Хотели как лучше, а получилось как всегда» – это вне времени. Есть контекст, который не уйдет из нашей жизни. Ну вот послушайте: «Мы выполнили все пункты от а до б» - это ведь самоубийственное для чиновника, имитирующего бурную деятельность, высказывание.