01.09.2023
Конкурс "Доживем до понедельника"

Инга Майорова. Яся и зелёный слон

Публикуем работы, присланные на конкурс рассказов "Доживем до понедельника"

Фото: moslenta.ru
Фото: moslenta.ru

Автор: Инга Майорова

Яся стояла у аквариума. Почти уткнувшись носом. За толстым стеклом, чуть шевеля плавниками, в голубоватой от пушистых водорослей воде - висела красная рыбка и смотрела Ясе прямо в глаза, еле заметно открывая рот.

Яся пыталась догадаться, чего хочет рыбка. Чего хочет каменный слоник из байкальского нефрита в её кармане, она уже почти научилась понимать. Слоника Ясе купила мама на сувенирном базаре в Листвянке. Листвянка – это такое место на берегу Байкала, где Ангара вытекает из знаменитого озера, и прямо посреди ее течения торчит острый край огромного камня, которым суровый батюшка-Байкал, как рассказывают местные, запустил в свою дочку-Ангару, убегающую к красавчику-парнише Енисею. Камень назвали Шаман. Ангара все равно сбежала. Молодец.

Таинственно прозрачный зелёный слоник рассказал Ясе, что хотя ей очень хочется посидеть на корточках на Шаман-камне посреди бурлящей ледяной ангарской воды, затея эта никуда не годится. Свалишься – и бульк, и привет. Так и сказал. Когда Яся жадно спрятала его в кулачке и поднесла к уху.

Слоник был с Ясей всегда. Особенно он помогал ей в школе номер тридцать шесть. В первом классе «А», куда её определили после семейной поездки на Байкал. Школа была новая, большая, город атомщиков рос в приангарской тайге - и школьники в нём росли, как грибы. У папы с мамой тоже выросла, как гриб, ещё одна дочка, сестрёнка Яси. И у мамы стало мало времени. Яся каждый вечер помогала купать новую сестрёнку, выполняла команду «доску, масло, свет!». Убирала со стиралки фанерную доску, на которой пеленали сестрёнку, убирала на полку бутылочку с детским маслом, выключала свет. И шла разговаривать со слоником. И брала его в школу, в кармашек фартука.

Слоник и подсказал Ясе, что рыбка, наверное, тоскует по морю. Просит морской воды. Яся спросила учительницу Агнию Афанасьевну, какая вода в аквариуме. Оказалось, что не морская. Яся принесла из дома кулёк с солью из маминой специальной банки – и высыпала соль рыбке. Рыбка так обрадовалась, что начала весело носиться по морской воде, а на следующее утро от такой большой радости всплыла вверх брюшком.

Агния Афанасьевна грустно посмотрела на Ясю, держа в руках пустой кулёк из-под соли - с ясиным адресом, потому что это была квитанция за сестрёнкины ясли. Учительница присела перед Ясей на корточки, слегка охнув, потому что она была старенькая и коленки у нее были не очень здоровые. И объяснила, что рыбка была не морская. И надо найти другую рыбку. Яся пошла с мамой к маминой подруге и принесла из другого аквариума в класс другую рыбку. Слоник сказал, что будет знать про морских рыбок. И извинился.

В углу класса стоял роскошный фикус. Яся на переменках подходила к его толстым блестящим листьям и разговаривала с ними. Один лист пожаловался ей, что у него немного подсох краешек. Слоник предположил, что фикусу не хватает питания. Например, сгущёнки. Яся принесла из дома немного сгущёнки в баночке из-под гуаши, и старательно намазала несколько листьев фикуса. Ей понравился результат, и, как настоящий художник, она шариковой ручкой прямо на листе подписала свою работу: «ЯСЯ». Потому что она умела писать и считать еще до школы.

Новым фикусом дело замять не удалось. Агния Афанасьевна присела перед Ясей и сказала, что оставит ее художество, чтобы Яся запомнила, что солить и красить живые существа и растения не стоит, а лучше их рисовать гуашью в альбоме. Слоник промолчал. Если бы он был не из байкальского нефрита, он, наверное, покраснел бы вместе с Ясей - и ей было бы полегче.

Агния Афанасьевна мучилась с Ясей. Она писала в дневник ясиной маме: «носилась на перемене, как дикий индеец», «дралась и валялась на полу», «пела песни на уроке во все горло», «кинула ручку в Марика и чуть не попала в глаз». Наконец, Агния Афанасьевна вызвала маму в школу - и устало сказала ей: «Роза Васильевна. Если бы Яся не училась лучше всех в классе, я бы постаралась от нее избавиться, перевести в другую школу. Давайте подумаем, как обуздать ее темперамент».

Они подумали - и Агния Афанасьевна предложила записать Ясю в детскую библиотеку и отдать в музыкалку. «Вы знаете, Роза Васильевна, когда Яся поет на уроке во все горло, я слышу, что у нее хороший музыкальный слух. А ещё у нее великолепное воображение. Кажется, она разговаривает со своим сувенирным слоником. Вы, пожалуйста, делайте вид, что ничего не замечаете. Это может быть ее защитой. Потом пройдёт».

Так слоник тоже стал читать книжки и учить ноты. Однажды, по пути из библиотеки Яся от нетерпения села на пенёк (город же рос в тайге, и прямо посреди домов в нем стояли сосны и пеньки) – и начала читать взахлёб книжку про девочку Пеппи. Они со слоником так увлеклись, что когда село солнце и буквы было уже не разобрать, побежали домой, дочитывая главу на ходу в свете уличных фонарей. И забыли на пеньке остальные книжки. Прямо так, стопкой. Мама страшно расстроилась. И Яся со слоником помчались назад к пеньку, рыдая, представляя, как кто-то страшный, в черном плаще и шляпе, возможно даже в черных очках, забрал их книжки и, радостно хохоча, может даже уже бросил их в грязную лужу…

Но, к счастью, в городе таких злодеев не наблюдалось, книжки чужие тоже никому были не нужны - они так и лежали стопкой на пеньке. Но пока Яся бежала, рыдая, по темному городу, вдруг рядом с ней побежал настоящий большой зелёный слон! Она слышала его мощное дыхание, видела, как косился на нее добрый зеленый глаз, как развевались его огромные уши… И ей было совсем не страшно одной на темной улице. Яся забрала стопку библиотечных книг - и слон посадил ее хоботом себе на спину, и они вместе побежали домой.

Потом Яся выросла, стала Ярославной Николаевной, окончила музыкальное училище. Её пригласили работать в интернат для детей-сирот, преподавать им музыку. Зелёный слоник переселился в сумочку. Когда с детьми трудновато – Ярославна Николаевна достаёт слоника, присаживается на корточки перед ребятами – и рассказывает им, почему не стоит делать вещи, которые не понравились бы её другу - зелёному слону и её первой учительнице - Агнии Афанасьевне.