03.09.2023
Публикации

Редакция, ресторан, зона: словарь Сергея Довлатова

Какие слова и действия встречаются в произведениях Довлатова чаще всего? Разбираемся вместе с Букмейтом

Какие слова чаще всего использовал Довлатов? Фото: пресс-служба Букмейта
Какие слова чаще всего использовал Довлатов? Фото: пресс-служба Букмейта

Текст: ГодЛитературы.РФ

3 сентября – 82 года со дня рождения Сергея Довлатова, одного из самых читаемых русскоязычных авторов. Шутка ли: его книги переведены на 36 языков и ежегодно издаются миллионными тиражами. Пользуясь случаем, книжный сервис Букмейт – где, конечно, можно почитать в том числе и Довлатова – проанализировал тексты классика и составил самый настоящий путеводитель по его вокабуляру.

В творчестве Довлатова, как известно, много диалогов, поэтому среди характерных «довлатовских» глаголов много таких, которые описывают общение: говорить, звонить. Также в лидерах вредные привычки, сопровождавшие писателя всю его жизнь: выпивать, сигарета, водка, бутылка.

Собеседниками Довлатова становились самые разные люди, но некоторые профессии упоминаются чаще других: лидируют редакторы и писатели. Самые «довлатовские» места тоже биографичны: это города и страны, в которых писатель жил (Америка, Ленинград), или места, где он работал и проводил время (редакция, ресторан, зона).

Довлатов известен и тем, что часто упоминает в своих книгах других писателей и поэтов. Эти упоминания касаются как классиков вроде Пушкин, так и современников автора — Бродского, Наймана, Солженицына, Вольфа.

А что касается самых популярных книг Довлатова, то самыми читаемыми среди пользователей Букмейта оказались: «Чемодан» (рассказы, в которых каждый предмет из чемодана становится поводом для воспоминаний); «Компромисс» (12 новелл о журналистском опыте Довлатова); «Заповедник» (повесть об экскурсоводе, работающем в музее-заповеднике А. С. Пушкина); «Ремесло» (автобиографическая повесть о диссидентстве и эмиграции) и «Зона» (четырнадцать историй из жизни заключенных и их охранников).

К слову, случайный факт: те, кто любит слушать Довлатова, предпочитают также... Виктора Пелевина. А еще Алексея Иванова, Юваля Харари и Бориса Акунина.

«Уже лет 15 я регулярно встречаю рассуждения о Довлатове, в которых его называют то «переоцененным», то «теряющим актуальность». Меж тем его продолжают читать. Есть в его текстах что-то универсальное, надкультурное и надпоколенческое, что в последние годы жизни помогло ему получить определенную известность за границей и позволяет сохранять популярность в России сейчас. Наверное, тут все дело в том, что герой Довлатова всегда в той или иной степени неудачник, но настолько обаятельный, что ему невозможно не сочувствовать. И ты понимаешь, что даже не добившись успеха в жизни, даже на грани отчаяния, можно все равно быть клевым. Это утешает и заставляет нас перечитывать Довлатова», – Константин Мильчин, шеф-редактор Букмейта.