06.09.2023
Конкурс "Доживем до понедельника"

Яна Маркова. Цветы на первое сентября

Продолжаем публиковать работы, присланные на конкурс рассказов "Доживем до понедельника"

Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / Из свободных источников
Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / Из свободных источников

Автор: Яна Маркова, г. Самара

Многие малыши с нетерпением ожидают свой «первый раз в первый класс» – Олег Орлов не стал исключением. За месяц до знаменательного события они с мамой съездили в райцентр и купили новенькую школьную форму. Еще одним приобретением стал портфель бежевого цвета, однако Олег хотел себе совсем другой: ему понравился портфель, что глядел на него с витрины магазина. Темно-синий, на нем красовался большой футбольный мяч. Не то, чтобы маленький Олег увлекался спортом, но выглядел этот портфель среди разных желанных вещей на витрине заманчиво. Олег долго его рассматривал и дядя Афанасий, что привез их в город на своей машине, решил сделать племяннику подарок.

— Этот портфель на витрине, — констатировала продавщица с невозмутимым видом, на просьбу показать портфель, — не продается. Выбирайте вот из этих, что на полке.

— Да тут только красные и бежевые! – возмутился дядя Афанасий.

— Вон там остались ещё два зеленых, с бабочками.

Олег стоял, растерянно хлопая глазами. Пришлось выбрать бежевый с нарисованной открытой книгой и линейкой на ней. Дома он несколько раз примерял перед зеркалом форму, брал в руки портфель и ходил по комнате, представляя, как он будет выглядеть в долгожданный день.

И вот этот день настал! Рано утром они с мамой выбрали лучшие – самые красивые и сочные – цветы с грядки, и Олег собственноручно срезал их для своей первой учительницы, с любовью перевязал красной атласной лентой.

Когда звенел первый звонок для первоклассника Орлова, он стоял с замиранием сердца во втором ряду среди нарядных девочек и мальчиков. Всё так же боясь дышать, Олег подошел к женщине, что привела их в класс. Многие уже вручили букеты и сели за парты. Олег вручил свой букет и выжидательно смотрел на учительницу.

— Мальчик, проходи и садись на свободное место, — она слегка подтолкнула его одной рукой, а другой поставила очередной букет в большое эмалированное ведро.

Когда все заняли свои места за партой, Татьяна Семёновна — так представилась учительница — поздравила класс с первым сентября. Олег сидел, сложа руки на парте, как примерный ученик, ловя каждое сказанное Татьяной Семёновной слово.

Очень быстро всех отпустили по домам. Ребятишки радостные высыпали на площадь перед школой. День был солнечный, и настроение Олега замечательное. Он уже хотел подробно рассказать дяде Афанасию про свой класс, и учительницу, и таких внушительных старшеклассников, и какой громкий оказывается школьный звонок — но вспомнил, что забыл свою сменную обувь под партой.

— Сейчас, — он помчался в сторону школы, — я мигом.

Олег вбежал в пустой класс, подбежал к своей парте, нашел мешок с обувью, но не сразу вышел обратно в коридор. Он сел за парту, сложил руки «полочкой», как учили, потом поднял одну вверх: так он будет отвечать на любые вопросы. Он будет хорошо учиться, делать все домашние задания на отлично, и попадет на доску почета!

Олег совсем замечтался, но тут в коридоре послышался голос Татьяны Семёновны. От неожиданности он юркнул под парту — почему-то испугался быть обнаруженным в пустом классе.

— Интересные первоклашки, — учительница вошла в класс, её красные туфельки на тонком каблучке были видны Олегу. Они протопали прямо к окну, у которого стояли букеты цветов.

— О! Как много красивых цветов, — голос принадлежал обладателю коричневых ботинок, слегка заляпанных грязью, которые прошли вслед за красными туфельками.

— А! Дворово-полевые растения… Вот эти розы я заберу домой, — послышался шорох целлофанового пакета, — их подарила Лилечка Воробьева! Представь, она будет учиться в моем классе, — Олегу послышалась гордость в голосе женщины. Кто такая Лиля он не понял, но, может это та самая девочка, которую любезно за первую парту усаживала Татьяна Семёновна.

— Та самая Воробьева?

— Да, дочка этого… ой, ну пусти, чего ты делаешь. Ещё увидит кто! — Олег так и не расслышал, чья была дочка загадочная девочка, не понял, почему именно ей такое предпочтение.

У окна послышались какие-то всхлипы, шорох, он видел, что красные туфли и мужские ботинки стояли рядом. Олегу всё труднее приходилось прятаться в укрытии, ноги затекали, и он, немного подумав, хотел уже вылезти.

— Ладно, пойдем ко мне, — каблучки прошли к дверям, Олег облегченно вздохнул.

— А что делать с цветами?

— Эти что в ведре выбросить. Садовые. Завтра осыпаться начнут. Только мусор от них один… — Сказав это, Татьяна Семёновна вышла из кабинета.

Ботинки направились вслед за ней, прихватив ведро с цветами. У самого выхода один букет выпал и остался лежать незамеченным прямо на пороге. В классе снова воцарилась тишина.

Олег вылез, из-под парты, растёр затекшие ноги и пошёл к выходу. Тут он увидел, что именно его букет красовался на полу. Тигровый гладиолус, что так любила мама, слегка помялся.

— Не правда, что они завтра осыплются, — на глазах навернулись слёзы, Олег продолжал говорить вслух, подняв нежно букет, — они у нас в вазе по две недели стоят, только воду менять надо и стебельки подрезать.

— Какие красивые цветы, — Олег услышал голос над самым ухом и поднял глаза. Перед ним стояла маленькая женщина, её добрые глаза улыбались.

Олег нерешительно посмотрел на букет. И протянул его ей.

— Я – Алина Яковлевна. А ты, наверное, первоклашка? — представилась она и погладила Олега по волосам. Тот отчаянно мотнул головой, вытер слёзы и помчался прочь.

Домой Олег ехал мрачный. Дядя Афанасий никак не мог понять столь резкое изменение настроения у племянника. Вечером Олег ушел на улицу гулять, заявив, что больше в школу он не пойдет.

Олег перешел в седьмой класс и первого сентября дядя Афанасий привез его в поселковую школу на машине. На торжественной линейке стояли нарядные ученики, построенные по классам. Директор школы с трибуны произнес речь, а затем высокий мальчишка-выпускник пронес на руках девочку-первоклассницу, с огромными белыми бантами. Девочка энергично трясла колокольчиком, отчего ее хвостики подпрыгивали в такт.

Орлов стоял позади своего немногочисленного класса, рассматривая по сторонам присутствующих. В первом ряду стояли девочки с красивыми садовыми букетами цветов, как и полагается на первое сентября. Олег же этой традиции не признавал, и цветы учителям не дарил. И пусть мама срезала самые красивые цветы в огороде, каждый раз они оставались «забытыми» в вазе, и после пятого класса мама совсем перестала делать букеты для сына..

Когда ты семиклассник, уже первого сентября начинаются настоящие уроки. Рисование, которого раньше никогда не было, поставили первым, и Олег вошёл в класс, закинул ранец на парту в конце класса и огляделся.

На стене над классной доской висела картина. Прямо на него смотрели прекрасные тигровые гладиолусы.

Нет, Олег не умел рисовать, и Алине Яковлевне так и не далось его этому научить. Ему не захотелось мгновенно взять кисть в руки, но он все больше проводил время в саду, высаживая цветы. Завел теплицу, и вместе с мамой они выращивали новые сорта цветов. Биология, химия, генетика – науки, которые увлекли Олега. Школу он закончил с отличием, включая слабую пятерку по рисованию.

Спустя три года после окончания Тимирязевки молодой ученый Олег Орлов приехал в свою школу. В кабинете рисования, который заменил ему классную комнату, всё так же висела картина тигрового гладиолуса. В руках Олег держал патент, доказательство его упорной селекционной работы. И маленькие, только проклюнувшиеся луковки в горшочке.

— Алина Яковлевна, — улыбался Олег, преподнеся одновременно большой букет полевых цветов с огорода матери, — это новый сорт гладиолусов. Посадите у себя в огороде, они очень красиво цветут. Вот инструкция. Думаю, вам точно захочется их нарисовать, — мужчина заговорщицки улыбнулся — А знаете, как они называются?

Олег протянул учительнице патент. На нем было написано: «Gladiolus communis. Гладиолус обыкновенный. Сорт “Алина Яковлевна”».