11.10.2023
Пушкинский конкурс

Уволить за любовь к русскому

В Эстонии лучшего учителя лишают профессии за поездку в Москву и участие в конкурсе "РГ"

Элеонора Рудаковская-Борисова: Только непонятное становится чужим. Мы стараемся, чтобы русский язык был понятен нашим ученикам  / Олеся Курпяева/ РГ
Элеонора Рудаковская-Борисова: Только непонятное становится чужим. Мы стараемся, чтобы русский язык был понятен нашим ученикам / Олеся Курпяева/ РГ

Текст: Ядвига Юферова (автор идеи и председатель оргкомитета Международного Пушкинского конкурса)/РГ

Знающий человек еще может сомневаться. Незнающий идет в одурманенную атаку со своим невежеством. При чем тут глава разведки России (а как пишут эстонские СМИ, он якобы курирует Международный Пушкинский конкурс), и это основание учителя русского, съездившего в Москву, уволить? Общеизвестно, что наш конкурс родился по итогам редакционного круглого стола в 2000 году как гражданский, волонтерский проект в поддержку педагога-русиста на постсоветском пространстве, когда "великому и могучему" стали отводить роль второго иностранного. "На страже эстонского (латышского, молдавского…) стоит целое государство, на страже русского я одна". И мы решили прежде всего морально поддержать этого реального паромщика цивилизаций. Каждый год учителя уже со всех континентов пишут нам вариации эссе на тему: кто главный учитель русского в вашей стране - Пушкин, интернет, базар, какие мотивации сегодня у людей, решивших изучать русский? 50 лауреатов ежегодно приглашаем в Москву для торжества и поклонения им.

Все церемонии обычно начинаю так: мы приветствуем государственные языки стран, которые вы представляете, мы уважаем ваши родные языки, но особый поклон сейчас всем, кто русский язык сделал своей профессией. Мы стремились быть вне политики. Но политика догнала нас: в середине 10-х годов лауреаты Пушкинского конкурса с Украины старались не попадать в кадр и просили не публиковать их фамилии. Мой друг из Грузии писал: "У нас все бросились учить английский, будто всей страной собираются эмигрировать в США. Да хоть японский учите, только зачем в ущерб русскому?!" Русофобия в придачу порушила все законные границы разумного права соотечественников на родной язык. Учителя русского ядреные националисты в некоторых странах стали называть чуть ли не агентом Кремля… "Чтобы преподавать русский сегодня, профессионализма мало: учителю необходимо мужество", - писал нам Иван Савин из США.

Конечно, мы все потрясены новостью об увольнении Элеоноры Рудаковской-Борисовой, преподававшей русский в Таллинском французском лицее. Еще одна черная метка "тоталитарно свободным демократиям". Глубокий специалист со знанием нескольких языков, широко образованный филолог, замечательный педагог (почитайте только отзывы эстонских ребят, которых она учила русскому) не нужен новой генерации политиков, которые разворачивают мир "на 360 градусов"? Каждому четвертому гражданину Эстонии, говорящему по-русски, не нужны хорошие учителя? Как же надо верхам ненавидеть часть своего народа в своем государстве, чтобы увольнять за то, что учитель русского съездил в российскую столицу и счастливо повысил свою квалификацию.

  • Конкурсное эссе Элеоноры Рудаковской-Борисовой читайте по ссылке

Конечно, нашей стране и языку порой непросто под бременем русофобских санкций. Но темнее всего, как известно, бывает перед рассветом. "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово". Анна Ахматова, написавшая эти пророческие строки 23 февраля 1942 года в эвакуации в Ташкенте, подарила нам тему эссе 2023 года. Она была пророческим разведчиком смыслов. Элеонора всего лишь вступила в диалог с великим поэтом. С достоинством, мужеством и верой.

Александр Чаплыгин, депутат парламента Эстонии (Telegram-канал):

- Таллинский французский лицей уволил учителя за то, что она приняла участие в Пушкинском конкурсе в Москве. Премьер-министра, семья которой ведет бизнес в России, никто увольнять не собирается.

Посольство России в Эстонии (Telegram-канал):

- В условиях поразившей эстонское общество пещерной русофобии здесь не перестают мстить всем, кто не поддается пропагандистской обработке и вопреки оказываемому властями давлению осмеливается иметь собственную точку зрения, сохраняя приверженность жизненным и профессиональным принципам. Недавней жертвой очередного произвола на фоне культивируемой в республике откровенной ненависти ко всему, что связано с Россией, стала учитель русского языка из Таллинского французского лицея Э. Рудаковская... Вместо поощрения учителя за успешное выступление в престижном состязании руководство лицея сперва попыталось унизить Э. Рудаковскую, заставив ее "объясняться и заглаживать вину", а затем и вовсе избавилось от специалиста, уволив женщину из школы. Эта политически мотивированная расправа над ни в чем не повинным человеком вряд ли соответствует высокому статусу и авторитету, которыми привыкли дорожить в Таллинском французском лицее. Принятое руководством этого учебного заведения решение не только не соотносится с понятиями морали и этики (не говоря уже о юридической стороне вопроса), но и вынуждает усомниться в его приверженности принципам правового демократического государства.

Марина Королева, профессор Высшей школы экономики, председатель жюри Пушкинского конкурса:

- У Пушкинского конкурса учителей русского языка более чем двадцатилетняя история. Он не прерывался в самые сложные моменты, критические для отношений разных стран. Так было и есть только потому, что начинали его - и продолжают им заниматься - самые обычные люди, которые хорошо понимают: сложные моменты истории пройдут, а языки останутся. Русский, эстонский, французский, английский, хинди, китайский всегда будут ниточками, которые связывают людей, а не разделяют. В этом смысле Пушкинский конкурс учителей-русистов всегда был вне политики и над ней, для меня это принципиальный момент. Он собирал людей, которые способны протянуть друг другу руки даже через поле боя.

Смелость учить

Текст: Елена Новоселова

Элеонора Рудаковская-Борисова из Эстонии, лауреат XXIII Меж дународного Пушкинского конкурса "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" "РГ" уволена только за то, что приехала на награждение в Москву. Поистине "европейский райский сад" демонстрирует свои нравы, порядки и странную логику.

О том, что Элеонора победила, стало известно в День рождения Александра Пушкина, 6 июня. В Москве лауреаты из 18 стран мира собрались в первую неделю сентября. Рудаковская не делала из своего приезда тайны, не прятала лицо, не избегала коллективных фото, не отказывалась сказать несколько слов на видео. Действительно, что запретного в том, чтобы учить детей иностранному языку? Выпускница знаменитого Тартуского университета в начале сентября еще работала в Таллинском французском лицее, где всегда преподавали русский язык. К слову, там учился и любимый всем Советским Союзом "мистер Икс" - знаменитый оперный певец Георг Отс.

Во время нашей встречи в Москве Элеонора рассказывала, что со следующего года родителям и детям ее языкового учебного заведения придется выбирать, какой язык учить: русский или английский. У нее были прекрасные учителя. Вспомнила своего главного учителя: "Юрий Лотман, чьи лекции мы слушали в университете, говорил, что только непонятное становится чужим. В меру сил и возможностей мы с коллегами стараемся, чтобы русский язык был понятен нашим ученикам".

С благоговением отзывалась и о других университетских преподавателях, особенно о научном руководителе Юлле Пярли, эстонке по национальности, уникальном человеке и талантливом ученом с обостренным чутьем к языку.

И вот новость об увольнении. "Ее последний рабочий день был 22 сентября. К сожалению, она не поняла сути проблемы", - цитирует Rus.Postimees директора Таллинского французского лицея Пеэтера Педака, который подчеркнул, что причиной отказа Рудаковской-Борисовой в любимой работе стало именно участие в нашем конкурсе.

Красивая, талантливая, суперпрофессиональная. Педагог проработала учителем в эстонской школе 20 лет. После окончания отделения русской филологии Тартуского университета ей пришлось переехать в Таллин, в русской школе работы не нашлось (страна стремительно изгоняла родной язык своих граждан из образования), вакансия была только в эстонской. Так, совершенно для себя неожиданно Элеонора Рудаковская-Борисова стала преподавать русский язык как иностранный во Французском лицее, которого в те времена не коснулись никакие "отмены" русского языка. Его тогдашний директор имел мужество пойти наперекор всем реформам. Имя Лаури Леэзи в Эстонии знают все. Он французский филолог и большой русофил. Попавший вместе с репрессированными родителями в Сибирь, пошел в первый класс в далекой сибирской школе, выучил язык и прекрасно говорит на нем без акцента по сей день. По его словам, даже интерес к французскому языку пришел к нему после чтения романа Толстого "Война и мир". По словам Элеоноры, лояльность к русскому языку никогда не была у Леэзи голословной: он всегда подчеркивал, что для современного эстонца знание русского языка более необходимо, чем владение английским языком. На своих уроках активно использовал сравнения русского и французского языков, цитировал русских классиков. И вот теперь его ученицу увольняют за язык.

"Мне никогда не приходило в голову, что в демократической европейской стране преподавание русского языка потребует от меня определенного мужества… Все чаще у нас буквально навязывается мысль о том, что русский язык теряет свою популярность в мире. В связи с этим властям Эстонии удалось "провернуть" ряд реформ, за счет которых надеются преодолеть "гегемонию" русского языка как иностранного", - написала Элеонора в своем конкурсном эссе. Результат такой политики, по ее мнению, налицо: целое поколение сорокалетних эстонцев вообще не учили русский язык в школе (большой процент из этого числа - люди, делающие современную политику Эстонии).

Сегодня слова Анны Ахматовой о сохранении русской речи, считает учитель, лишены пафоса, который, наверное, при желании в них можно найти. Поэт основной акцент ставит на слове "сохраним". Ученики Рудаковской хотят изучать "великий и могучий" просто потому, что самые важные сферы жизни - социальная, медицинская и даже политическая в Эстонии - априори предполагают умение говорить по-русски.

На уроках русского языка, убеждена учительница, душе необходимо трудиться: "Мы обсуждаем, возможно ли стать культурным и интеллигентным человеком или таким надо родиться; размышляем над своими корнями; рассуждаем, легко ли живется "Иванам, не помнящим родства"».

Очень жалко, что этих смыслов, заложенных в великой русской литературе, не услышат новые поколения школьников элитного таллинского лицея.