31.12.2023
Литературный обзор

Новинки фантастики: среди миров

Поговорим о книгах, которые переносят нас в новую реальность, которая, на первый взгляд, неотличима от нашей действительности

Обложки взяты с сайтов издательств / Фон: Mateus Andre @ ru.freepik.com
Обложки взяты с сайтов издательств / Фон: Mateus Andre @ ru.freepik.com

Текст: Роксана Найденова

В канун Нового года привычный мир вокруг нас на время преображается. Огни, гирлянды – возникает необыкновенная, новая атмосфера. Мы словно бы попадаем в другое измерение: знакомое нам, но все же бесконечно далекое. У кого-то это преображение вызывает ностальгию, у кого-то – надежду на перемены к лучшему. Так что давайте сегодня поговорим о книгах, которые также переносят нас в новую реальность, которая, на первый взгляд, неотличима от нашей действительности.

«Множество смертей Лейлы Старр» Рам Ви и Филипе Андраже

  • Переводчики: Матвеев Алексей, Бочаров Михаил
  • М.: Alpaca, 2022 г.

Несмотря на зловещее название, это очень позитивная история – история, прибывшая к нам из далекой и загадочной Индии. Хотя, наверно, уже не такой далекой и не особо загадочной, учитывая рост популярности болливудских фильмов и традиционной индийской культуры в России и западных странах: от танцев до, разумеется, книг. Однако это не простая книга…

Графические романы и комиксы с каждым годом приобретают все больше почитателей. Если еще каких-то пять-десять лет назад манга (японские комиксы), манхва (корейские комиксы) и т. п. считались чуть ли не маргинальной литературой, чтением которой никто не подумал бы хвалиться, то сегодня под подобные произведения отводятся целые отделы в книжных магазинах. И «Множество смертей Лейлы Старр» как раз появились в России на волне этой популярности.

В центре сюжета – богиня смерти, которая так и величает саму себя – Смерть. У нее синяя кожа и три пары рук – и этим, пожалуй, отсылки к индийской мифологии ограничиваются. Потому что во всем остальном перед нами рисуется жизнь обычной бизнесвумен, которая работает в большом офисном здании. Вместе с ней трудятся другие сотрудники, внешне напоминающие богов индийского пантеона.

Однажды Смерть вызывает к себе трехликий начальник и сообщает об увольнении: им больше не нужна Смерть, потому что только что на свет родился младенец, который скоро изобретет эликсир бессмертия. А Смерть отправляют на заслуженный отдых – на землю. Героиня превращается в обыкновенную смертную девушку по имени Лейла Старр – и тут начинается…

Смерть постоянно попадает во всевозможные передряги и, понятное дело, гибнет. Она плохо понимает, что можно, а что нельзя обычному человеку, и поэтому постоянно совершает роковые ошибки. Благо у нее есть друг – Прана – Жизнь. Прана выглядит как обычный человек и живет среди людей. Обладая неисчерпаемой жизненной энергией, он помогает подруге снова и снова возвращаться к жизни и начинать заново…

Но главное здесь, конечно, не история, а – картинка. Создателям удалось сочетать несочетаемое: стилистику традиционного индийского комикса (эта индустрия существует в Индии достаточно давно) и современную пластику героев голливудской анимации. Прибавьте к этому богатую палитру красок, которые, несмотря на яркость, не режут глаз. И реалистичный рисунок: авторы очень стараются избегать идеальных форм, подчеркивая хрупкость здоровья и молодости.

Не раскрывая главной интриги и концовки, добавим лишь, что вас ждет хеппи-энд с печальными нотками. А сама история в целом хоть и не поражает оригинальностью, но проговаривает ценные истины, которые важно периодически напоминать.

«Опасные земли» Клима Жукова

  • СПб.: Питер, 2023 г.

Мы живем в такую эпоху, когда количество подписчиков и лайков важнее таланта. Поэтому у любого мало-мальски известного блогера, конечно, больше шансов быть опубликованным, чем у профессионального литератора, которому остается лишь писать обзоры на творчество бьюти-косметологов и косплееров. Как хорошо, что это не один из таких случаев!

Клим Жуков – пример блогера-писателя, который постепенно – во многом, разумеется, благодаря Сети – смог достичь заметного успеха и в первом, и во втором начинании. Сегодня поговорим о литературной составляющей его работы.

«Опасные земли» – это, пожалуй, одна из самых популярных и ожидаемых книг автора, которая начала выходить в интернете еще с начала прошлого десятилетия. И вот наконец писатель завершил свой труд и представил историю как единое целое. О чем же, собственно, книга?

Перед нами постмодернистская игра со временем и пространством. Так у нас есть антиквар Кирилл Ровный, который проживает в условно настоящем времени и занимается махинациями с продажей ценных вещей: придумывает им красивые легенды, чтобы сбыть подороже. И есть рыцарь по имени Филипп де Лален, проживающий на территории современной Франции. Дело происходит в XV в., приближается к завершению Столетняя война. Это переломный момент не только в политической жизни Европы, но и в культурной – наступает эпоха Возрождения.

Для Франции, истощенной противостоянием с англичанами, это тяжелое время с междоусобными спорами. Особенно в этом отличилась Бургундия, которая поддерживая нейтралитет, сотрудничала как с Францией, так и с Англией. Все-таки не надо забывать, что в то время Франция еще не вполне осознавала себя как единый народ и культура. Даже Жанна д’Арк, сегодня считающаяся спасительницей Франции, саму себя француженкой не называла, ведь она была родом из Лотарингии, которая на тот момент была «серой зоной» между англичанами и французами. В Лотарингии бытовал собственный диалект, а настоящее имя Орлеанской Девы не Жанна, а именно Жанет. Это важно держать в голове, чтоб понимать логику средневековых персонажей.

Что объединяет рыцаря и антиквара? Рыцарь оказывается втянут в загадочную историю с городком Сен-Клер-на-Уазе. Оттуда перестали поступать вести, но, главное, налоги. Не переметнулся ли городок на сторону противника? А антиквар оказывается втянут в историю с таинственными то ли документами, то ли мемуарами, как раз повествующими о том самом городе. Что же там произошло на самом деле? Сразу следует предупредить, что автор выходит за рамки реализма в мистику – а жаль.

Автору, являющемуся по совместительству историком, очень убедительно удается описание средневекового мира и быта со всеми тонкостями военной и походной жизни. Столь же интересны и перипетии антиквара, человека невостребованной профессии, которому приходится как-то выживать. Однако мистическое начало и сам язык автора сращивает и уравнивает обе истории.

Что прошлое, что настоящее, что мистическое – описывается одними словами, одной интонацией. И если в описании неприхотливой жизни антиквара постоянная авторская ирония и подмигивания уместны и оживляют текст, то в мире рыцаря смотрятся странно. Выражения в духе «склонить короля к неприличной позе» (речь о политике) или «дать по шляпе зарвавшемуся Бурбону» (снова о политике) мешают погрузиться в атмосферу позднего Средневековья с его утонченной куртуазной культурой, когда рыцарь мог быть одновременно и поэтом. А полузабытое слово «сиречь» употребляется так часто, что выглядит как слово-паразит.

В итоге книга воспринимается отчасти как увлекательная история о Средневековье и зомби, отчасти – как очередной исторический ролик в Интернете с неизменными шутками над прошлым и настоящим.

«Сестры озерных вод» Ольги Птицевой

  • М.: Popcorn Books, 2023 г.

В 1985 г. вышел в свет «Рассказ Служанки» всемирно известной канадской писательницы Маргарет Этвуд. В нем описывался страшный мир будущего, в котором мучили и угнетали женщин, отобрав у них все возможные права. Эта история мгновенно стала хитом и вошла в программу школьной литературы. А в 2019 г. было опубликовано продолжение «Рассказа Служанки» под названием «Заветы», тоже снискавшее большой успех… Ну и к чему это преамбула? – спросите вы, если речь пойдет о совсем другой книге.

А к тому, что «Рассказ Служанки» доказал одну очень нелицеприятную истину: женское угнетение и вообще угнетение кого-либо – отлично продается. И пишется! Женщины-авторы пишут о том, как мучают женщин. Зачем?! Притом, как и в данном случае с Ольгой Птицевой, придумывают такие страсти, которые никогда не существовали в реальности: ни в одной стране, ни в одной эпохе. И еще раз: зачем??

Не лучше ли, как известная писательница-фантаст Урсула Ле Гуин, сочинять женские и вообще общечеловеческие утопии, доказывая на конкретных примерах, что равенство людей приведет человечество к долгожданному процветанию? Не лучше ли мирить людей: и мужчин, и женщин, а не ссорить? Но дружба полов, увы, не так продается. Почему? Что заставляет читательниц отдавать свои деньги и силы именно ужасам о женщинах? Разве подобное поведение не спонсирует и не продвигает эти ужасы в реальность?

Итак, перед нами «Сестры озерных вод» – еще одна страшная история о женской участи. На этот раз в обстановке бесконечного живого леса и древнеславянской мифологии. Здесь втайне ото всех живут сектанты, которые периодически уносят людей из соседнего города в свой дом, чтобы их безумное сообщество не погибло. Чем-то эта книга может напомнить фильм «Солнцестояние» 2019 г. Но притом, что фильм является хоррором, он смотрится намного позитивнее, чем эта книга, отнесенная к жанру мистики и фэнтези.

Главная героиня книги – Олеся – находит себя в лесу, не понимая, кто она и где она. Имя сразу отсылает нас к одноименному произведению Куприна и сразу настраивает на нужный лад. Первые главы – лучшая часть книги. Картины зловещей природы перемежаются с запутанными обрывками воспоминаний. Могло бы получиться очень самобытно и интересно. Но, к сожалению, главная героиня вновь теряет сознание и просыпается уже в компании страшных сектанток, которые поклоняются лесу и болоту.

Описывать вам здесь всю беспросветность существования сестер-сектанток мы не будем принципиально, чтоб не спонсировать опасный тренд. Но стоит все-таки обратить внимание на данную тенденцию и ответить себе на вопрос: зачем мы это пишем и зачем мы это читаем?