17.01.2024
Фестивали

«Покровский собор» в Гостином Дворе

Рядом с Кремлем прошел масштабный фестиваль-конкурс поэзии и авторской песни. Член жюри объяснила нам, что было нужно для того, чтобы добиться успеха

https://pokrovfest.ru/
https://pokrovfest.ru/

Текст: Стефания Данилова

13 января Гостиный Двор Москвы принял 5000 ценителей искусства на IV Всероссийском фестивале авторской песни и поэзии “Покровский собор". Грандиозный форум, соразмерный по масштабу с проходящей здесь же ярмаркой Hoн/Фикшн — дело рук Алексея Витакова, Михаила Хубутия и Станислава Селиванова. Судьбы конкурсантов-исполнителей были в руках Александра Мирзаяна, Сергея Канунникова, Александра Шаганова. Конкурсантов-поэтов оценивало жюри в составе Андрея Звягина, Ильи Виноградова, Игоря Варламова и нашего автора Стефании Даниловой. Которую мы попросили поделиться впечатлениями о прошедшем форуме и вывести свою личную "формулу успеха".

Что будет, если взять более 1000 заявок, 86 поэтов в очном туре и 4 судей? Наверное, такими были рецитации в Древней Греции. В шумных амфитеатрах, где толпа норовит то рукоплескать, то освистывать. Здесь вместо гвалта толпы — фоновая музыка с главной сцены. Увы, изолировать площадки от внешнего звука невозможно. Однако хороший танцор и в плохих сапогах станцует. Три минуты на чтение — это тоже танец, танец слов. На что же опиралось жюри, вынося решения?

Текст удачен, если силовая строка из него живёт эхом в голове и после 50 участников, и соседняя сцена – не помеха. Но чёткой артикуляции мало. Нужна сила, стоящая за рассказываемой историей. Она либо есть, либо нет.

Важно видеть рост. Кто отточил технику, кто обрёл магистральную тему после долгих лет поиска, кто прокачал риторику. Один и тот же хит слушать целый год на разных мероприятиях – ещё куда ни шло, но не пять же лет!

Что касается "шпаргалки" (телефона, книги или планшета) — если есть зрительный контакт с залом и вера в свое слово, то ничего страшного. Лучше подглядеть разок, чем провалиться, забыв строку. Многие судьи закрывают глаза, вслушиваясь, или смотрят в потолок.

И ключевое. Пишите не чьи-либо, а ваши боль, грусть, ярость, любовь, потерю, тот домик, ту бабушку, тот рождественский свет. Общие слова в стиле “люблю я Родину свою” или “мама моя лучшая на свете” — это проза. Да и дурная, как говаривал поэт. А вот рассказать, какая она — Родина, вашими глазами, или мама — именно ваша, для вас — это поэзия. Магия поэтического зеркала такова, что реципиент видит в тексте о вашем — своё. Выигрывают все.

За что снижали баллы? За назывность — когда поэт изъясняется как боксер, "прямой правой": любовь — это любовь, боль — боль, а холод — холод. Поэзия — не бокс, а рефлексотерапия. Кольнёшь легонько иголочкой в нужную точку — и стекло, отделяющее читателя от мира, рассыплется.

Важным было и соответствие конкурсному контексту. “Покровский собор” — не слэм, чтобы на нём вопить в микрофон до закладывания ушей слушателей и сорванных связок поэта.

Что до пространных предисловий в стиле “глубокоуважаемые все, нате вам ничтоже сумняшеся мой первый текст, мама хвалила…”, если надо объяснять, то не надо объяснять. Раз автор уже попал в лонг-лист всероссийского конкурса, значит он всяко оценён некоторым количеством компетентных людей, а не только мамой на кухне. При всей важности маминой оценки.

Не могли получить высокой оценки стихи про “ты никто и звать тебя никак и живи с этим”. Да, стихи умеют делать больно. Но чтобы потом полегчало. Как у психолога выплакиваешь свою боль; как у стоматолога сначала это ужасное сверло, а потом хоть объешься сладким с новой пломбой. Поэзия учит своим примером. Может, в ней и не должно быть совсем уж хеппи-энда, но послевкусию следует быть созидательным. Чтобы хотелось встать и изменить хоть что-то.

Жюри единогласно выставило высшие баллы главному редактору журнала “Аврора” Кире Грозной. Журнал тут ни при чём. Как прозаик и деятель культуры Кира была отмечена наградами не раз. Но до поэзии дело не доходило. Текст о юности в бандитском Петербурге 90-х “пробрал” всех судей, различных по оптике и эстетике. Густая прожитая история обернулась чистой победой.

Второе место досталось Елене Наливаевой, преподавательнице музыки. Она читала о сварливой храмовой продавщице Анисье, обругавшей слепую за то, что не разглядела ценник. В итоге — Анисья сама погрузилась в абсолютную тьму, а храм исчез.

Замкнул тройку лидеров Кирилл Козлов, в чьих стихах “плывут облака, восхитительно плывут”.

Примечательно, что вся тройка победителей была из Северной столицы. Один из специальных призов тоже уехал в Питер — к Марии Елисеевой, чья любовная лирика была ничуть не похожа на “ваниль” или “девчачьи слёзы”. Эти стихи — про торжество “сторге” ("возвышенная любовь" у Платона, в противоположность "эросу" и родственной любви "филиа").

Второй спецприз увезла известный дагестанский поэт Миясат Муслимова. Её текст с рефреном “Роняет лес багряный свой убор” — о том, как важны концерты не только в роскошных залах, но и в окопах, мгновенно полюбился публике.

И ещё один приз достался москвичу Александру Конькову. Запомнился образ сестренки, кормящей с ложки старшего брата, который некогда качал её на могучих руках, а теперь может обнять только глазами.

Жюри особо отметило высший поэтический пилотаж Веры Калмыковой, давно переросшей любые конкурсы; текст-удар-в-сердце “Ехал Стенька Разин государя воевать” Ники Батхен, изящную подачу Елены Ковалюк из Новороссийска с ее пушкинским стремлением объять всё: “Всё это я, и ты, и ты, и ты…”, певучее фольклорное “Пели, ели, ёли, лель…” Полины Кондратенко, четкость и чуткость Вероники Сенькиной, смелость Алисы Королёвой, техничность и библейские аллюзии Павла Конивца, громкость и экзотику Ольги Захаровой, Мелалику Невинную с её “Свет — всему голова…” и Алексея Ширяева с его безапелляционным “Останутся те, кто Родина”.

Значение фестиваля подчеркивалось обращением президента. Но им не исчерпывалось. Новороссийск, Махачкала, Гатчина, Петербург, Мурманск, Кемерово, Тверь, Питкяранта, Липецк, Батайск, Черноголовка, Сергиев Посад, и даже Минск с Ташкентом обнимались, делали селфи у огромного пресс-вола и проникались поэзией друг друга. Фестиваль стер границу между поколениями — десятилетние ребята неотрывно, с восхищением смотрели на своих выступающих родителей. Название фестиваля отсылает нас к соборности, собранию, сбору. Сбор может быть травяным, сердечным... играть русским языком можно бесконечно. Для этого и нужны творцы. Звучит со сцены песня — а для кого-то это начало любви всей жизни. Читают стихотворение — а за ним неизвестная нам история. Но сила, сокрытая в ней, ощутима.

И за эту силу хочется поблагодарить.

_______________________

Итоги фестиваля «Покровский собор» — 2024

«Авторская песня»

  1. Дарья Солодянкина (Сыктывкар)
  2. Вячеслав Ковалев (Санкт-Петербург)
  3. Алиса Сутормина (Москва), Феликс Давыдов (Москва)

Финалисты:

  • Евгений Кучер (Нижний Новгород)
  • Алексей Красавин (Москва)
  • Вячеслав Климович (Беларусь)
  • Ансамбль «Камера АбСкура» (Нижний Новгород)
  • Лауреаты «Детское творчество»
  • Концертный ансамбль творческой студии «Solo Art» (Екатеринбург)
  • Степан Трофимов (Чебоксары)
  • Ансамбль КСП «Гармония» (Магнитогорск)

Приз зрительскиx симпатий от члена жюри Александра Галицкого — Вячеслав Ковалев (Санкт-Петербург)

«Поэзия»

  1. Кира Грозная (Санкт-Петербург)
  2. Елена Наливаева (Санкт-Петербург)
  3. Кирилл Козлов (Санкт-Петербург)

Специальные призы от членов жюри поэтического конкурса

  • Мария Елисеева (Санкт-Петербург)
  • Миясат Муслимова (Маxачкала)
  • Александр Коньков (Москва)

Лауреаты поэтическиx чтений литературного портала Стиxи.ру

  • Татьяна Аксенова
  • Варвара Лачек
  • Александр Габов

Сайт фестиваля